Данной статьей мы открываем цикл рассказов о существах, населяющих волшебный мир Древних Свитков. Мы расскажем о том, что послужило прообразом этих существ, окунемся в мифы и легенды народов Европы и Азии, пройдемся по историческим источникам и сравним, насколько обитатели фэнтезийного мира отличаются от своих прародителей. А начнем мы с грозы лесов, кошмара в темноте, гончих луны — оборотней.

Оборотень, или вервольф

У зловонного сарая из кромешной темноты поднялась лохматая голова. Сверкнули пустые желтые глаза.

«Я голоден», — прошептал зверь.

Стивен Кинг, «Цикл оборотня»

Вервольф, он же волк-оборотень, он же ликантроп, человек, на определённый срок превращённый или способный превращаться в волка. В современной фантастике и европейской мифологии настолько распространен образ именно человека, оборачивающегося в волка, что бытовое слово «оборотень» часто приравнивается именно к вервольфу, хотя это не совсем корректно. Здесь действует правило: любой вервольф оборотень, но не любой оборотень вервольф. Разновидностей оборотней колоссальное множество (баст, дракон, итати, кумо, нагваль, протей, сятихоко и другие), и охватить их всех в рамках одной статьи просто невозможно. Поэтому мы с вами поговорим о наиболее популярных и присутствующих в мире Древних Свитков волках-оборотнях.

Веркэт оборотень-кошка

Дракон тоже оборотень

Почему же именно образ вервольфа стал таким известным? С самых древних пор и до наших дней соседом человека был волк. Зверь населял Европу, Азию и даже Северную Америку. Он всегда внушал людям уважение, восхищение и страх. Его боялись за решительность и свирепость, с которой волк нападал на свою жертву.

Также представления об оборотничестве могут объясняться наблюдением за людьми с психическими отклонениями. В первую очередь, подверженных клинической ликантропии, получающих удовольствие от убийств, а также впадающих в неконтролируемый гнев.

Именно это и послужило морфологической основой для бесчисленных мифов про вервольфа.

Вервольфы в славянской мифологии

Неужто правда? — прошептал Степан в страхе. Его глаза испуганно мерили могучую фигуру Мрака, задержались на его волчьей шкуре. Никогда не видывал людей Леса. Сказывают про вас всякое…

Снежана ткнула его локтем, Степан поперхнулся, умолк. Мрак спросил подозрительно:

Что болтают?

Небылицы всякие, ответил Степан нехотя. Он уронил взгляд. Бабьи сказки. Надо же чем-то детей пужать. Вроде бы перекидываетесь в полнолуние. А волхвы вовсе лютых волков подзывают к домам…

Он бросил на Мрака пугливый взгляд. Снежана подгребла детей, девочки начали тереть кулачками глаза, подхныкивать.

Бабьи сказки, отмахнулся Мрак. Навыдумывают. Я, к примеру, могу перекидываться в любой день.

Юрий Никитин, «Трое из леса»

Отличие волкодлака от волка  суставы задних лап, повернутые на человеческий манер  вперед

Считалось, что волками-оборотнями могут стать колдуны. Для этого им необходимо было прочитать заклинание и перешагнуть через магический предмет, в роли которого выступал нож, воткнутый в землю, либо коромысло. Превращались колдуны в зверей, чтобы в обличии зверя приносить вред и сеять смерть. Помимо этого, встречались поверья о склонных к периодическому оборотничеству людях, которые обладали такой способностью либо с рождения, либо приобретали ее из-за проклятия. В таких случаях превращение происходило по ночам, а сам волкодлак не мог контролировать свое поведение, становясь агрессивным и нападая на скот, людей и даже близких.

Образ волка для славян всегда был знаковым. С давних пор, еще со времен язычества, его почитали и ассоциировали с дикой природной мощью, наделяли связью с кровью, темнотой, умершими, нечистой силой (волк мог отождествляться с ней, либо быть опасной для нее). Во время новогодних праздников и Масленицы славяне наряжались в волчьи маски и костюмы, что в какой-то мере можно считать имитацией волкодлачества.

С приходом христианства отношение к волкам и оборотничеству изменилось. Если ранее превращение в зверя считалось символом приобщения к чему-то священному, то позднее стало знаком нечистой силы. Одни из первых упоминаний оборотничества в письменных материалах у славян датируются X-XII веками. Такие способности приписывались болгарскому царевичу Баяну Магеснику: «Говорят, что Баян настолько овладел магией, что однажды нечаянно превратился в волка или подобного зверя» (примерно 950 год). А в «Слове о полку Игореве» (1185 г.) возможность становиться зверем приписывалась князьям Игорю Святославичу и Всеславу Брячиславичу. В сборниках церковных и светских законов, известных также как «Византийское право» (1262 и 1282 года), впервые упоминается именно слово «волкодлаки». Примерно с этих пор волков-оборотней повсеместно стали именовать именно как волкодлаки или волколаки.

Не обошли славянских вервольфов стороной и эпосы с былинами. В волка мог превращаться русский богатырь Вольга Святославич, а у сербов Змей Огненный Волк. Но основной пик рассказов и поверий о волкодлаках пришелся на XVIII-XIX века. Связано это было во многом с бешенством, которое свирепствовало в то время на территории Европы и России. Основными переносчиками вируса были волки, передававшие своей жертве болезнь во время укуса. Жертвами были в том числе и люди. У последних бешенство, помимо прочего, проявлялось в актах неконтролируемой агрессии. Сергей Николаевич Сергеев-Ценский в своей «Младенческой памяти» писал:

Но вот, что помню я неизгладимо, как вчера было: как бежали мы от отца все четверо: мать, я, Коля, мой старший брат, и Паша, младший... Паша на руках у матери, Коля впереди и все глядит назад, я сбоку и тоже оборачиваюсь назад, а мать кричит нам: «Бегите!.. Дети, бегите!..»

И вот мы прыгаем через ботву огородную, через плетень царапаемся; падаем, вскакиваем, мчимся... От кого же, от кого это?..

То отец меня спасал от бешеной собаки, теперь мать меня от него спасала!.. А его уж толпа окружила с веревками, с кольями.

Сергей Сергеев-Ценский, «Младенческая память»

Чем не оборотень?

К XX веку наблюдается спад внимания к данным созданиям, не в последнюю очередь это связывают с уменьшением численности волков.

Как же выглядел славянский вервольф? Внешне он походил на обычного волка. Однако иногда имел странности во внешности и поведении, указывающие на его человеческое происхождение. Так, например, в Калужской губернии считали, что суставы на задних лапах у волка-оборотня повернуты, как и у человека, вперед, в Брестской области волкодлаку приписывали возможность складывать лапы на груди, в Черкасской области говорили, что у зверя человеческие следы от задних лап.

Вервольфы в европейской мифологии

В Англии мы часто видели людей, которые превращались в волков с фазами луны. Галлы называют таких людей gerulfi , англы же называют их werewolfes , где were означает «мужа», а wolf «волка».

Гервасий Тильберийский, «Императорские досуги»

В Европе первые упоминания о превращениях людей и даже целых народов в волков встречаются в период поздней античности (примерно II-V века н.э.) в виде многочисленных сочинений. Правда, сам термин «вервольф» появился несколько позже. Сначала волков-оборотней именовали versipellis (лат.), что означает «оборачивающий свою шкуру», по сути, оборотень. Затем, в XV веке, в обиход входит уже греческое слово «ликантроп». «Вервольф» первый раз употребляется в Англии во времена правления короля Кнута (XI век), но с немного другим смыслом: дьявол. И лишь позднее становится синонимом волка-оборотня.

Отношение европейцев к вервольфам менялось со временем под влиянием церкви. В раннем средневековье, до XV века, сам факт оборотничества считался ересью, говорилось о том, что человеческая душа не способна существовать в теле зверя, так как между животным и человеком есть неоспоримая разница: человек  творение божье, а значит не может быть изменено. Так, народные верования о ликантропах порицали святой Бонифаций, Альберт Великий, Фома Аквинский.

Вервольфы этого периода более походят на обычных волков, но, в отличие от своих славянских собратьев, умеют разговаривать даже в зверином облике.

Вервольфы средневековой Европы практически неотличимы от обычных волков

Уже начинает прослеживаться связь ликантропов с луной

Особое место в сказаниях о ликантропах Средневековья занимают книги Гервасия Тильберийского «Императорские досуги» (XII век). Он дважды упоминает вервольфов. В первой книге он пишет о связи оборотней с луной (в то время это редко встречающееся явление), попутно объясняя, кто такие вервольфы. По его мнению, это люди, которые превращаются в волков. А в своей третьей книге он приводит два интересных рассказа, посвященных оборотням. Вот отрывок одного из них:

Один раз ночью, бродя в одиночку как дикий зверь по безлюдному лесу, и охваченный невыразимым ужасом, он потерял разум и обратился в волка. После этого он учинил такое разорение в этой местности, что вынудил многих покинуть свои жилища. Он пожирал детей в волчьем обличье и даже изуродовал своими укусами старую женщину. В конце концов один дровосек смело напал на него, ударил топором и отрубил ему лапу. Из-за этого он возвратил себе прежний человеческий облик. После чего он публично признавался, что обрадован тем, что лишился ноги, потому что когда её отрубили, то он стал свободен от того жалкого и дурного состояния, которое могло сулить ему вечное проклятие. Те, кто говорили со мной об этих вещах убеждали, что подобные люди избавляются от подобного несчастья, когда им обрубают какую-либо часть тела.

Гервасий Тильберийский

Начиная с XVI века, отношение церкви к оборотничеству сильно изменилось. Теперь вервольфы считались вполне реальными существами, при этом крайне агрессивными и злыми. В трудах церковных деятелей, например, в «Истории северных народов» (1555 год) Олауса Магнуса, рассказывалось о волках-оборотнях, терроризировавших жителей городов и деревень. Звери пожирали людей и скот, выпивали все вино, приносили хаос и разрушения. При этом вервольфы обладали сверхъестественными силами: могли запрыгнуть на стену замка или раздвинуть воды рек, преграждающих им дорогу.

Суммарно с XVI по XVII века было написано более 400 трактатов о ликантропии, многие из которых были посвящены природе оборотней.

В этот же период в Европе начались судебные процессы над вервольфами. Большинство обвиняемых  серийные убийцы, насильники и каннибалы. А «сознаваться» в том, что при этом они были еще и оборотнями, заставляли под пытками. Именно с этого момента ликантропия стала синонимом зла и аморального поведения, а также легла в основу современного образа вервольфа: существа кровожадного, жаждущего насилия и убийств. Если в ранних средневековых источниках вервольф становится таковым не по своей воле, то судебные процессы XVI-XVII веков показывают обратную картину. Обвиняемые рассказывали, что для превращения в зверя они использовали мазь, которую им даровал дьявол, либо надевали пояс из волчьей шерсти. При этом в облике зверя вервольф сохранял свой рассудок.

Помимо поведения, выделяли ряд внешних признаков, присущих ликантропам в человеческой форме: заостренные уши, волосатые руки (особенно между пальцев), сросшиеся брови, кривые ноги. Интересен тот факт, что, по верованиям тех лет, при ранении оборотень возвращался в форму человека. Это использовалось для объяснения, почему вервольфов всегда ловили в человеческой форме избежать ранения при охоте и поимке зверя крайне тяжело.

Судебные процессы над волками-оборотнями продолжались вплоть до конца XVII века, постепенно сходя на нет. Их место заняли сторонники клинической ликантропии с попытками излечить больных.

Вервольфы в культуре XX-XXI веков

К данному периоду вервольфы, унаследовав и развив часть черт своих прародителей (кровожадность, зависимость от фаз луны, передача проклятья через укус), приобрели ряд новых: усиление всех чувств и возможностей, антропоморфную форму, быструю регенерацию тканей, иммунитет к обычному оружию и уязвимость к серебру.

Основные проблемы, которые поднимаются в произведениях о вервольфах середины XX века  внутренний конфликт человека и животного, цивилизованного и примитивного. Как следствие, разграничение не только внешнего облика, но и душевного. Акцент делается на том, что даже чистый душой человек может превратиться в кровожадного зверя.

Типичный представитель ликантропов современной культуры

Ближе к концу XX века внутренний, душевный и физический конфликт оборотня сменяется слиянием противоположностей. У вервольфов, даже в человеческой форме, обостряется слух и зрение. Так персонаж фильма «Волчонок» (1985 год) становится способным услышать собачий свисток, а герой «Волка» (1994 год) определяет добавленный в кофе алкоголь. Именно в это время у ликантропов появляется ряд новых черт: иммунитет к болезням, сверхчеловеческая сила и быстрое заживление ран. Также меняется и форма зверя: теперь это не обычный волк, а антропоморфное гибридное существо, способное передвигаться на задних лапах.

Вервольфы во вселенной Древних Свитков 

«Вервольф!» — крикнул старый бард, который запевал песню. В подвале воцарился хаос.

Меня вынесло из двери подвала в снег первой волной паники, но я мог видеть, что некоторые из более храбрых (или более пьяных) побродяжек кинулись в темноту, чтобы сразиться с ликантропом. Все они, конечно, были почти мгновенно убиты.

The Elders Scrolls, «О ликантропии»

Вспомним, кем являются оборотни, в частности вервольфы, во вселенной Древних Свитков. Ликантропия  дар и проклятье. Создателем всех оборотней является Повелитель Охоты Принц Даэдра Хирсин. После смерти все оборотни попадают в его план Обливиона, который называется Охотничьи Угодья.

В необузданной силе вервольфов может быть некий соблазн, но не следует забывать о том, что вам не видать залов Совнгарда, если Гирцин заявит права на вашу душу. Ликантропы будут проводить вечность в Охотничьих Угодьях Гирцина, подчинёнными его непрекращающейся жажде крови и погони.

Мудрец Свари из Зала Бурых камней, «Описание вервольфов»

Стать вервольфом можно несколькими путями: быть зараженным укусом другого ликантропа, испить кровь оборотня, получить возможность превращения в качестве дара от самого Хирсина или его последователей, а также используя могущественный артефакт Кольцо Хирсина.

При этом нет четкого правила превращения в зверя. Одни оборачиваются только по ночам, а другие способны делать это в любое время суток. Также есть те, кто вообще не способен контролировать свои превращения. Аналогично и с рассудком в форме вервольфа. Отличным примером могут служить Синдинг, жестоко расправившийся в облике зверя с маленькой девочкой, и в противоположность ему члены Соратников, сохраняющие рассудок даже в форме ликантропа.

В форме зверя вервольфы  антропоморфные гибриды человека и волка, передвигающиеся на двух задних конечностях, обладающие сверхъестественными физической силой и выносливостью. При смерти в образе зверя ликантроп не превращается обратно в человека, что противоречит не только мифам и легендам, но и современному представлению о вервольфах.

По итогу, разработчики Древних Свитков, взяв за основу образ вервольфа из современной культуры и привнеся в него долю нового и уникального, смогли создать своего неповторимого и оттого прекрасного монстра.

Вервольф мира Древних Свитков

Заключение

Вот такой экскурс в историю, мифы и легенды народов у нас получился. Если вам интересен подобный формат, есть замечания или пожелания, просим пройти в комментарии.

BarGest специально для TGM Tesall Game Magazine

36

Комментарии

Добавить комментарий

Спасибо BarGest'y за столь объемный и классный материал. Читать было очень интересно)
Буду ждать подобного материала про вампиров. Уже в предвкушении, хех

Cамому побывать в шкуре вервольфа было презабавно . Очень понравилось побегать и почудачить с человечками ( как с овечками )

Браво! Очень интересно и круто!

Спасибо за хорошую статью.

Классная статья!
Звери не лгут у них всё по-честному. Честно сожрал и всё в норме))

Nibiro13, кроме того, кого сожрал xD

Спасибо за статью. Реально интересная.

Надеюсь, продолжение последует. Жду статью про гремлинов - они в TES тоже были XD

Monday, гоблины и гремлины - очень интересные расы. Спасибо за идею :)

Юрий Никитин, «Трое из леса» - конечно шедевр! я читал ещё в старших классах. "Трое в Долине", "Трое в Песках", "Трое и Боги" - шикарные фэнтези наши славянские! Все прочёл. "Мрак" - моя любимая книга.

Жду Драконов, потому что у них... сложно, как мы уже выясняли когда-то с Truewolf

Осуществим заветы Хирсина и преумножим победы во славу его!

"Вот подрос Вольга до пяти годов. Другие ребята в такие годы только в чурочки играют, а Вольга на учился уже грамоте — писать и считать и книги читать. Как исполнилось ему шесть лет, пошел он по земле гулять. От его шагов земля заколебалась. Услыхали звери и птицы его богатырскую поступь, испугались, попрятались. Туры-олени в горы убежали, соболя-куницы на острова уплыли, мелкие звери в чащу забились, спрятались рыбы в глубокие места.
Стал Вольга Всеславьевич обучаться всяким хитростям.
Научился он соколом по небу летать, научился серым волком обертываться, оленем по горам скакать."(с)
Русский Хирсин))

Отличная и познавательная статья. Сразу видно, сколько сил и времени было потрачено и даже с цитатами из Никитина. Может даже раскачаюсь теперь его книги прочесть.
Спасибо за материал.

Sload - мистические существа тоже оборотни . Встречаются в модах

ferretcha, Sload, они же Слоады, совершенно не мистические существа, даже не оборотни. Это слизнеподобные создания, занимающиеся некромантией и прочими... сомнительными искусствами.

ferretcha, про слоадов в нашей базе знаний есть статья. tesall.ru/tutorials/the-elder-scrolls-lore/rasi/626-rasi-zverorasi-sloadi

Так, например, в Калужской губернии считали, что суставы на задних лапах у волка-оборотня повернуты, как и у человека, вперед

Реально ни у кого суставы не вывернуты, ни у человека, ни у волка. Человек при ходьбе давит на землю всей ступней. Как и медведь. Другие животные ходят на пальцах, а свободный голеностоп в сочетании с длинной стопой помогает им быстрее бегать и дальше прыгать. Вообще, странное заблуждение, для сельских жителей совершенно не характерное.

brn521, иногда бывает так, что, имея в виду что-то конкретное, мы называем это совершенно неправильно, но при этом нас прекрасно понимают окружающие. Как, например, с АК-47. Никто ведь не называет эту штурмовую винтовку "7,62-мм автомат Калашникова", хотя именно такое название она носит на самом деле.
Так и здесь. Я мог бы назвать этот сустав скакательным, как и полагается, но тогда у многих, не интересующихся данной тематикой, возникли бы вопросы. А так написал про колени и всем все стало сразу понятно.
Тем не менее, спасибо за замечание, пожалуй, следовало бы в самой статье сделать об этом пометку.

Статья о слоадах хорошая . Но нельзя сказать что мы имеем полное знание о существах использующих арт . И в статье надо указать : " Разумеется , что это только наше ( неполное ) знание о этих существах ..."

ferretcha, вполне достаточно в рамках игровой литературы и игр, где они были показаны (на данный момент Редгарды и Саммерсет), чтобы ответить, что они не оборотни ни разу.

alfarec, --- существа слоад супериор раз на их вооружении был ART . Далеко не каждый human способен использовать искусство , а часто ремесло или style ( стайлинг) удел очень многих кому "вполне достаточно в рамках"... ( сообщение делал прибалт и простите если чего ...)

про драконов реально интересно, как таким вообще можно стать?)

Darkenral, чего ты в Облу не играл ? ГГ там помогал Мартину пройти в Храм Единого ...( далее уж спойлеры ) - в дракона превратился ... да, Мартин

Авторизуйтесь, чтобы оставить новый комментарий. Или зарегистрируйтесь.