Туманное будущее лицензионного гейминга. Об анонсе Google Stadia

К комментариям (18)
23.04.2019 — 16:55
Автор: Vоid

«Мы достигли неизведанной территории», именно так выразился один из представителей игрового сообщества на Game Developers Conference. Ведь пока идея игрового Netflix вызывает куда больше вопросов, нежели ответов. 

На грани возможного

Облачный гейминг это светлое будущее видеоигр. Во всяком случае, именно так вам скажет любая крупная технологическая компания. Все они стремятся к созданию потокового сервиса для геймеров, равного Netflix по масштабам. Все от Nvidia с Sony до американского Walmart. Google Stadia обладает скрытым потенциалом, способным изменить индустрию навсегда. Однако далеко не все так вдохновлены новенькой разработкой Google.

Беседуя с разработчиками во время, до и после GDC (Game Developers Conference), где Google представила Stadia миру, стало очевидно, что все они обеспокоены вопросами общего свойства. Как в итоге будут выглядеть модели дохода, контракты? Кто владеет игровыми данными, хранящимися в облаке? Кому на самом деле нужен облачный гейминг?

«Мы достигли неизведанной территории, способной оказать серьёзное влияние на границы контроля авторов над собственным контентом, заметил Крис Дуайер, независимый игровой консультант. Потоковая передача самый мощный платформенный контроль над игровым контентом, который мы когда-либо видели».

К сожалению, презентация Google мало что изменила в плане решения проблем, описанных Дуайером. Технология, продемонстрированная там, уже существует некоторое время в сущности, игры воспроизводятся на удаленных серверах и передаются игрокам в виде видео, а входные данные отправляются обратно. Поэтому в анонсе основное внимание уделяется техническим аспектам Stadia (а не информации о том, как она работает на бизнес-уровне). А значит, у разработчиков остаётся простор для рассуждений о том, что это значит для них.

Пример интерфейса Utomik одного из современных игровых потоковых сервисов

Модели доходов и контракты

Облачные игры существовали ещё до анонса Google, и есть прецеденты, на которые можно обратить внимание. Особенно в случае создателей инди-игр, которые порой чувствуют особое и вполне обоснованное беспокойство.

В настоящее время игровые сервисы платят разработчикам двумя различными методами: традиционным процентом дохода и платой «за один час» (или же плата за игровой сеанс, которая сегодня представлена не столь широко). Мы все привыкли к модели, ставшей почти классической. Магазины, такие как Steam, продают нам игры и получают за это доход. Stadia и другие стриминговые сервисы всё ещё могут работать таким же образом, но вместо этого станут предлагать вам подписку в стиле Netflix или Spotify.

«Мы можем увидеть колебание в сторону бизнес-модели с оплатой по времени, затраченному на игровой сеанс, или общему количеству игровых сессий. В этом случае полученные данные будут использованы для определения уровня дохода, сказал Пол Килдафф-Тейлор, сооснователь Mode 7 Games. Это особенно актуально для игр с высокой увлекательностью, а также потенциально может исключить вещи с чрезмерно сжатой сюжетной составляющей».

Поскольку модель оплаты «за один час» получает всё более широкое распространение, со временем вполне может возникнуть иная проблема: искусственное наполнение игры содержимым, увеличивающим прибыль разработчика вместе с временем геймера, затраченным на прохождение. Именно это произошло с YouTube (который, не стоит забывать, тоже принадлежит Google). Алгоритмы рекомендаций предпочитали более длинные видео, и в итоге видео стали длиннее. Абсолютно то же самое может произойти с играми. Собственно, оно уже встречается вспомним Dragon Age: Inquisition, например. 

Как может знать кто-то, уже пребывающий в самом разгаре творческого процесса, насколько хорошо зайдёт игра несколько лет спустя?

Джоанна Нелиус

Сейчас, правда, не так уж много стриминговых платформ, которые платят разработчикам по количеству отыгранных часов. В первую очередь на ум приходит Utomik. Google не анонсировала свой план устройства сервиса и вполне может решить продавать игры по-отдельности. И некоторых разработчиков беспокоит отсутствие ясности.

«Если большие платформы на протяжении последующих 12 месяцев объявят, что они принимают модели подписки разработчики должны это понимать, заметил Майк Роуз, основатель No More Robots. Многие люди делают игры прямо сейчас. И их нужно предупредить».

Иными словами, как может знать кто-то, уже пребывающий в самом разгаре творческого процесса, насколько хорошо зайдёт игра несколько лет спустя, если предположить, что Google Stadia действительно взлетит? На руках у разработчиков нет статистики или данных для вещей такого рода, и они не знают совершенно ничего о том, как будет делиться доход.

По словам Роуза, в настоящее время платформы подписки утверждают, что наличие вашей игры на их сервисе не влияет на количество продаж скорее, оно просто добавляет больше игроков, а не заменяет традиционные системы покупки. Однако Роуз уверен, что это изменится, когда модели подписки станут более популярными, и люди станут покупать всё меньше и меньше игр по-отдельности.

«Это произойдет, сказал он, мы просто не знаем, когда».

Assassin's Creed: Odyssey прошлой осенью фигурировала как часть стримингового проекта от Google

Разработка игр для потоковых сервисов будущего

Сейчас Google представляет облачные игры как сильный технологический шаг вперёд по сравнению с привычным всем нам локальным рендерингом как для игроков, которые получат высококачественную графику на слабых машинах, так и для разработчиков. Для удобства последних компания, кстати говоря, создаёт собственную облачную платформу разработки.

Сейчас разработчики игр ограничены игровыми движками, работающими на монолитной архитектуре такой как Unreal и играми, для запуска которых необходимо большое количество «железного» оборудования. Из-за этого симуляция реальности сокращена или сильно уменьшена. Моделирование аспектов физики приходится делать более скромным, а многие иные вещи урезать особенно это касается высокобюджетных проектов.

По словам Google, облачные инструменты решат подобные проблемы, впервые перенеся опыт создания виртуальных миров к «распределённой» архитектуре. «Вместо того, чтобы снова и снова приспосабливать физику для каждого игрока индивидуально, вы делаете то же самое централизованно и уже затем распределяете её [через облако]», во время презентации GDC сказала Эрин Хоффман-Джон, ведущий дизайнер Google.

Разработчики могут сделать это для любой части игры, или же сразу для всех, что по факту означает уникальную возможность создавать игры в любом масштабе, каком только захочется. В теории облачные игры вообще нет необходимости как-то ограничивать верхняя планка потенциальной вычислительной мощности там практически отсутствует.

Ключевые моменты анонса Google Stadia

Но всё это предназначено разработчикам, создающим крупнобюджетные игры, а не тем, кто хочет подарить игрокам более камерные ощущения. «Не каждый разработчик обладает навыками или склонностью к созданию огромных комплексных игр или же игр с многочасовым контентом», написал Пол Килдафф-Тейлор в электронном письме.

Если резонно предположить, что облачные инструменты созданы для разработки игр на Stadia, вопросов возникает еще больше: насколько сложно разработчикам перенести свою игру на PC? Такая возможность вообще есть? Если разработчики игр используют облачные инструменты Google для создания проектов, потребует ли корпорация, чтобы они хранили свои игры в её облаке?

Без чётких ответов от Google вышеперечисленные вопросы в краткосрочной перспективе не имеют большого значения. Но если Stadia взлетит, облачные инструменты разработки могут стать единственным вариантом, необходимым в обозримом будущем для создания своих игр или, по крайней мере, наиболее удобным. А ещё это может означать, что технологии облачных игр превзойдут аппаратные возможности настольных PC и геймеры не смогут запускать многие игры на своих машинах. Только в облаке.

Последствий множество. Их эффекты весьма интригующие и интересные, однако Google оставила разработчикам множество вопросов, не вручив им ответов. То же самое касается игроков.

То есть нас с вами.

Ночной вид из космоса на Землю, составленный на основе более чем 400 фотографий, сделанных спутником NASA

Для кого предназначены потоковые игры?

Пока мы не знаем, по какой системе Google планирует определять цену на Stadia. Некоторые сервисы, такие как Shadow и Nvidia (хотя они всё еще находятся в режиме бета-версии, одно время можно было услышать разговоры о начислении за час), взимают ежемесячные платежи и помимо этого требуют от пользователя иметь копию игры. Для тех, у кого более старое оборудование, тратить десять баксов в месяц наверняка предпочтительнее, чем сотни долларов на новый PC, хотя предложить такой вариант уже привычным PC-геймерам на деле может оказаться затруднительно.

Но как насчет тех, у кого ненадёжный доступ к интернету? А есть такие, у кого он вовсе практически отсутствует. В игровом сообществе случился похожий разговор, когда Microsoft объявила, что для Xbox требуется постоянное подключение Сети. Позже от этого отказались, а всё из-за негативного приема.

Около 24 миллионов жителей США лишены постоянного доступа к высокоскоростному интернету.

Джоанна Нелиус

Это был один из вопросов, поднятых на GDC. Как может Stadia  или любая другая игровая потоковая платформа сделать игру для всех, если не у всех есть надёжное интернет-соединение? «Вы отталкиваете сообщество, которое потенциально может пожелать получить доступ к вашему сервису», заявил на круглом столе один из разработчиков. Если в будущем облачные игры станут основным способом, с помощью которого мы будем играть, но при этом не у всех будет постоянный доступ к высокоскоростному интернету (а будет наверняка именно так), то это очень сильно ограничит разнообразие игроков. 

Кроме того, отчёт FCC от 26 декабря 2018 года показал, что средняя скорость загрузки в США равна примерно 72 мбит/с. По оценкам Международного союза электросвязи (МСЭ), во всём мире 3,9 миллиарда человек  или 51,2% населения мира  имеют доступ к интернету, но это число не указывает, у скольких есть доступ к скоростному интернету.

Stadia, как и другие сервисы облачного гейминга, может сделать игры более доступными в аппаратном плане, но если у вас нет высокоскоростного интернета  не будет вам счастья. Картина светлого будущего, где облачные игры являются нормой, существенно ограничена территориальным лимитом. И сейчас решения для этого нет.

Приватность

Еще одним серьезным поводом для тревоги среди разработчиков и игроков можно назвать конфиденциальность. Кто будет владеть данными геймплея, которые собирает Stadia, и что Google станет делать с ними? Многие на круглом столе IGDA думали, что Google, вероятно, будет их владельцем, но другие утверждали, что с иными платформами всё обстоит иначе. Например, клиенты Amazon AWS не предоставляют Amazon права собственности на данные своих клиентов, в полном соответствии с соглашением, но никто не знает, что будет делать Google. «Мы должны увидеть, что написано в их контракте»,  сказал один из участников.

«Вы думаете об этом недостаточно параноидально,  сказал другой, отметив, что Google это вообще-то компания, занимающаяся интеллектуальным анализом данных и машинным обучением. Они могут узнать про вас то, что вы можете не знать о себе сами, просто анализируя данные игрового процесса».

Другой оратор добавил, что Google, помимо прочего, является рекламной компанией, и предположил, что записи нашего геймплея могут быть использованы для продажи нам вещей. Станет ли будущее игр таким же мрачным, как и текущее состояние мест размещения рекламы на YouTube? Увидите ли вы предложение закупиться подгузниками или мазями во время эмоциональной катсцены? Вы не сможете даже просто поговорить лицом к лицу с кем-то о продукте, не увидев позже объявление на его счёт в Facebook. И это не шутка.

Узнайте спустя несколько лет!

Появление сервисов потоковой передачи данных и подписок на игры необязательно означает гибель компьютерных игр в том виде, каком мы их знаем, даже если Stadia окажется настолько успешной, как надеется Google. Килдафф-Тейлор из Mode 7 предлагает задуматься: «Никогда не потеряет привлекательность ваш собственный мощный компьютер, с полным контролем над программной составляющей и локально хранимыми данными. Мы стали свидетелями возрождения физических носителей в мире музыки и физических изданий игр, вроде различных Limited Edition. Нет оснований полагать, что они когда-либо полностью вымрут».

Однако несмотря на это, разработчики не исключают возможности существования потокового будущего. Посмотрите, сколько технических гигантов хотят откусить кусочек от грядущего пирога облачного гейминга: Google, Microsoft, Apple, Amazon, EA, Nvidia, PlayStation и другие. Эти компании не стали бы продвигать свои собственные потоковые сервисы, если бы не верили, что здесь лежат деньги, которые реально заработать. И учитывая, как у нас мало ответов, не стоит удивляться, что разработчики переживают насчёт того, будто это будет за их счёт.

Google оставила вопросы нам всем. Лучшее, что мы можем сделать сейчас как члены различных игровых сообществ,  это защитить своё привычное пространство, пока не будем удовлетворены ответами, которые получим, если сможем добиться этого. Для разработчиков очевидно, что следующие несколько лет наполнятся неопредёленностью, поскольку Google и другие компании прилагают все усилия, чтобы сделать облачные игры нормой. Что до меня, то я предпочту старый добрый настольный PC.

А как вы относитесь к идее игр по подписке, дорогие читатели? Она вас вдохновляет, или не слишком? Беспокоитесь ли за будущее игровой индустрии и грядущие перемены, которые могут принести сервисы, подобные Google Stadia? 

C вами была Vоid. Текст написан по материалам PCGamer, специально для TGM Tesall Game Magazine!

19
23.04.2019 — 18:48

Убьет консоли, игры на пк перестанут быть искуственно ораниченнымм. Мультиплатформа пошатнется.

23.04.2019 — 18:49

Играть по подписке выгоднее, чем каждый год обновлять железо. Высокоскоростной интернет тоже потихоньку развивается даже в отсталых регионах. Для тех, кому принципиально иметь копию, как для некоторых идиотов принципиально было захламлять квартиру физическим носителем обычного издания, магазины тоже не исчезнут.
За этим будущее. А Гугла боятся только параноики в шапочке из фольги)

25.04.2019 — 13:38

Звездочет, проблема видится в том, что дистрибьютеры такого энтертейнмента стимулируют пользоваться их продуктом чаще, чем пользователь делал бы сам. Началось с ММО проектов в виде наград за ежедневный вход, а теперь это подписка: я играю раз-два в месяц, мне теперь оплачивать фулл-прайс подписку для этого? Тогда мне стоит играть чаще, я ведь всё равно потратил на это кучку денег, так? Эти механики и раздражают. Чем дальше - тем более явные манипуляции психологией юзеров. Я бы сказал, что это - неэтично.
Да, будущее явно за облачным геймингом, но это будущее видится крайне мрачным.

автор
25.04.2019 — 17:03

Звездочет, офигеть сколько минусов. Было бы, за что. Да, согласна, интернет сейчас с каждым годом всё быстрее. Замечу только, что нынче он сконцентрирован преимущественно в мегаполисах, однако на них, собственно, и расчёт, особенно в России (с её неуёмным, болезненным желанием пиратить… точнее брать чужое, если говорить честно). И, конечно, не стоит недооценивать проблему с лишними дисками. Так-то далеко не всем нравится делать из своей квартиры гиковское убежище. Некоторые, подумать только, минимализм ценят. Хотя не мне говорить про минимализм, чего уж (кто видел мою комнату, могут подтвердить, лол).

25.04.2019 — 18:33

Vоid, я прям вспомнил свою интернетную юность, когда тусовался с троллями и мне тоже перепадало :D
Нет, желание хранить диски всего подряд мне никогда не понять. Во-первых, это тупо мусор, которого и так слишком много образуется. Во-вторых, это что-то из разряда перманентной готовности к блокаде :D
Я бы и сам предпочел покупать копии наиболее понравившихся мне игр и, возможно, о ужас, тоже покупал бы специальные издания (хотя сколько вообще осталось игр с изданиями, включающими физический носитель?), которые можно положить на полочку, но в остальном у подписки только плюсы. Если вы не параноик, считающий Гугл корпорацией зла, конечно.

23.04.2019 — 19:03

скажу, не только одним высокоскоростным интернетом. Особенно для активных игр будут крайне важны пинги, намного более важны нежели в онлайн-играх (т. к. по факту на компьютер пользователя передаётся просто видео и тут особо не выкрутишься)
Про рекорды графики и физики тоже звучит как-то сомнительно, особенно в рамках если тема взлетит, как хочет Google, и пользователей станет очень много.
С другого боку Intel & AMD & Nvidia эта тема однозначно не понравится т. к. для них это серьёзные финансовые убытки.
С третьего, вот верны замечания по поводу всего этого нынешнего крайне мутного рынка лицензирования и редистрибуции, ещё неведомо куда тут начнут нагибать разработчиков медиаконтента.
...
В конечном счёте как я отношусь? Я таким пользоваться однозначно не собираюсь. Если уж - лучше подожду, куплю железо которое потянет желаемые игры и собственно поиграю. Ну пусть даже и через 5-10 лет после их выхода.
...
ДОбавлю ещё одну пришедшую мысль, даже не озвученную в шапке: вопрос ещё как на таких сервисах будут относиться ко всяким оригинальным игрокам, с никами, матерно звучащими на каком-нибудь языке
(вспоминаем историю про [Sony и одного пользователя:](playground.ru/blogs/other/playstation_udalila_11_letnij_akkaunt_rossijskogo_igroka_za_netsenzurnoe_imya-289767)
или с нетипичным отношением к игровому миру, там всякие попытки превратить к примеру Skyrim в Postal, или просто спидранеры использующие баги движков и мелкие недочёты в расположении объектов на карте для получения преимущества. и т. д. и т. п.
(ну я включительно [с намёком например на это:](tjournal.ru/flood/45415-pyat-let-tyurmy-za-chit-kody-pochemu-vlasti-yuzhnoy-korei-uzhestochayut-zakony-o-videoigrah)
тоже кстати вполне по тенденциям повсеместное будущее.)

30.04.2019 — 22:55

Пакость, спидранеры вымрут, если не изобретут читы с возможностью чтения-отправки инфы на сервер. Страты находятся читами, а читы в данный момент работают лишь локально, не влияя на сервер.)

23.04.2019 — 20:24

попробую оценить, как представитель тех, кому игры не являются приоритетным процессом на ПК. то есть сразу же снимаю плюс в виде необходимости железо обновлять и покупать более мощное (а не тот минимум, который поддержит воспроизведение с сервиса).
главная проблема всей этой затеи для меня - Google. как отмечали сами участники круглого стола, гугол - это рекламная компания прежде всего. то есть еще больше моих данных, предпочтения в играх и т.д. будут доступны гуглу. во первых, это реклама. та самая таргетная, создаваемая на основе моей активности в сервисах гугл (и моих интересов по его авторитетному мнению). во вторых, возможность рекламы в процессе игры. вспоминается фраза из 1 игроку приготовиться - мы наконец то сможем обойти запрет на установку рекламы в интерфейс и сможем задействовать в нем до 70% места! опять же, гугл не может не воспользоваться возможностью - потому что это его хлеб.
с оплатой как раз ситуация кажется менее проблемной - игра или покупается как и раньше (пример - фильм не в аренду, а в библиотеку с полной покупкой) и такой сервис выступает просто как дистрибьютор, правда берет много больше что 15% что 30%. в таком случае игра вырастет в цене - условно 50% будет отдавать разработчик. на эти 50% вырастет стоимость. при этом сам сервис будет предоставлять доступ условно бесплатно. как спотифай. качай и играй (купив игру). можешь купить подписку, избавив себя от рекламы (мы же помним, что тот же гугол остается рекламной компанией, верно?)
либо это будет аренда игрового времени. час игры - х баксов. или ежемесячная оплата, но уже за пользование самим сервисом. а он уже исходя из затраченного тобой времени в % распределяет шекели по разработчиком, беря все тот же свой процент.

вообще, я не стал бы настолько серьезно относиться ко всему этому. причина? пк. он многозадачен и в отличие от консолей (которые и так отмирают) он мало обратит внимание на подобное нововведение. поскольку ПК остается в строю, то и упускать такую часть рынка разработчик не будет и будет предлагать свои продукты "по старинке". при этом сами игроки никуда не денутся. если пк остается. таки зачем жрать капусту, если есть картошка?
а этот сервис будет удачным решением для людей, у которых нет возможности или желания тратиться на ПК, а играть хочется. что опять же едва ли изменит текущую позицию ПК гейминга вообще и моделей распространения в частности.

24.04.2019 — 08:50

Прежде всего подписка это возможность заработать и это-то что как ни крути стоит во главе угла этих сервисов. Что уж тут говорить если винду даже на подписку в 21 хотят перевести. С одной стороны плюс в том, что не надо обновлять железо. С другой мы становимся привязаны к подписке, у меня например точно никогда не будет возможности оплачивать подписку регулярно, так как попросту финансы не позволят. Лучше уж не доем лишний дошик и приобрету один раз. А так с одной стороны да хорошо, но с другой это просто пересадка с иглы "Магазинов" на иглу подписки и подключения к серверам. Но то, что это определенный виток развития это да.

24.04.2019 — 12:01

Заглядывает в ящик, скатывает коврик пыли с некогда любимых дисков

24.04.2019 — 12:45

Меня более заинтересовала бы статья по заголовком "Туманное будущее российского интернета". И как следствие уже гейминга... Если начнет рулить Чебурнет, никакого гейминга, никаких твичей, стимов, гогов, юплеев, пс-сторов и пр., короче ничего кроме старых поцарапанных дисков тут не будет. Ждем ноября, короче и молимся, чтобы у них ничего не получилось.

24.04.2019 — 14:41

Tramp, на этом сайте обсуждение политики, маты, оскорбления и унижения запрещены. так что такую новость разве что с выключенными комментариями писать.

25.04.2019 — 15:08

Tramp, Как вы уже достали. Не будет никакого чебурнета. Даже Китаю это не по силам, чего уж про нашу страну говорить.

администратор
24.04.2019 — 16:44

А моддинга, значит, не будет? Кукле, пошел нафиг!

25.04.2019 — 04:45

Гуглу и иже с ними плевать на моддинг, они сейчас делают шаг к возможности напрямую и безгранично контролировать всё и вся (и туда же поворот Майков, решивших наехать на ещё не разбежавшихся по линуксам юзеров своей облачной ОСью), пользуясь ожидаемым развитием беспроводной связи (от которой может быть уже отдельный вред в глобальном масштабе, но такие вещи никто не рассматривает, подобные размышлизмы не вписываются в финансовые отчётности).

Сказок про "никаких больше ограничений и рамок для разработчиков" будет много, а хипстеры на гироскутерах и прочие "человеки будущего", у которых дети "с детства разговаривают по-английски", будут им подпевать. Всё идёт по плану.

25.04.2019 — 04:24

Статья отличная, интересно было почитать, спасибо )

Для меня уже вряд ли Stadia будет актуальна, по крайней мере, в ближайшие несколько лет точно, ибо взяла новый ноут не так давно, да и ящик Хуан меня еще ни разу не подводил. Эхх, где же ваши светлые умы были лет 5 назад..

Если проект Google все же станет успешным, сомневаюсь, что игровая индустрия и отношение к лицензионным продуктам со стороны геймеров как-то кардинально поменяются. Особенно, учитывая тот факт, что крупнейшие сервисы вроде Steam'а периодически балуют своих пользователей скидонами на летних / зимних распродажах. Лично я, как покупала понравившиеся мне игры, так и буду, но ребятам, которые не располагают достаточным бюджетом и не собираются в ближайшем будущем апгрейдить свои железяки, - Stadia придется по вкусу и будет служить, своего рода, спасательным кругом, главное запастись хорошим Интернетом.

25.04.2019 — 09:53

А моддинга, значит, не будет?

Ну почему-же? Технически реализовать не проблема, если захотят.
Другое дело что свободы выбора изменения, как локально стоящей игры, гарантированно не будет. По всяким морально-этически-копирастическим причинам.

25.04.2019 — 16:22

Пакость,

Другое дело что свободы выбора изменения, как локально стоящей игры, гарантированно не будет. По всяким морально-этически-копирастическим причинам.

"Облачные инструменты решат подобные проблемы, впервые перенеся опыт создания виртуальных миров к «распределённой» архитектуре".

Из чего выходить вопрос: "Зачем мне "вирт", в котором я не могу побыть богом?" Ведь если платишь за игру, а потом ещё и подписку, то при их крупном количестве цена спокойно превысит топовые компы, в которых ты имеешь хоть какой-то контроль. А так ты и богом в графоуни не побываешь, и при этом станешь частью черве-серва, который будет явно использован Хухлем в их интересах, без права выбора и без каких-либо моральных и этических ограничений с их стороны.
И даже если они смогут так запилить ТруЪ вирт с полным вхождением, то нахер мне он сдался, если там за каждым углом сидит полицайт и бдит анальная модерация, которые явно там не ради блага пользователей будут находиться.

Авторизуйтесь, чтобы оставить новый комментарий. Или зарегистрируйтесь.