Настала пора вернуться в любимый многими мир Готики. На протяжении трёх статей мы вспоминали про самую первую часть, которая в своё время принесла немало свежих идей в жанр и явила нам невероятно живой и проработанный мир. 

Мы узнали, почему вторая часть есть самая настоящая классика и в чём её отличия от первой, а так же разобрали пример образцового аддона от образцовых разработчиков. Нужно двигаться дальше, а хорошо ли это – сложный вопрос, ведь сегодня мы поговорим о грустном: о Gothic 3.

Барьер.  Ностальгия.

Прежде всего, хочу сказать следующее – я не хочу кого либо обидеть, не хочу оскорбить чью либо точку зрения. Да, я не поклонник Gothic 3 и я никогда этого не скрывал, всё, что я напишу ниже, есть мнение субъективное, но имеющее под собой, вполне объективную почву. Я не собираюсь тыкать в игру пальцем и не буду выражать своё мнение непристойностями, я просто расскажу об игре с точки зрения человека, выросшего на первых двух частях и ждавшего Gothic 3, как мало кто ее ждал. Так что, любители третьей части (а они есть), не серчайте, ежели чего, а пишите в комментариях, с чем не согласны и за что тройку любите. Особенно интересно мнение тех, кто смог полюбить Gothic 3, имея за плечами прохождение первых двух частей. Итак, приступим.

Под грузом амбиций

Для начала, хотелось бы вспомнить про такую немаловажную особенность Gothic 1-2, как камерный мир и масштаб происходящего. Дело тут скорее не в изначальной задумке разработчиков, а в  реальном положении вещей. На момент разработки первых двух частей Piranha Bytes были мало кому известны, больших ресурсов не имели, да и размер штата составлял всего около двух десятков человек (сравните для примера, сколько человек работали над Ведьмак 3 и какие в него вбухали деньги). Однако, как показывает практика, ограничение  в ресурсах, помноженное на талант, рождает изобретательность, что и доказали талантливые немцы. Разработчики трезво оценили свои силы и поставили на глубину и проработку, а не на размер и масштаб, и как показал результат – ставку сделали правильно.

Карта мира

Можно оценить масштаб. Хоринис - островок справа - место действия Gothic 1-2

Время шло, росли ресурсы и возможности, пришла известность, выросли ожидания поклонников. Если Gothic 1 была пробой пера и аналогов не имела, то Gothic 2, уже вовсю, пусть в основном и негласно, объявляли соперником The Elder Scrolls 3: Morrowind. Форумы кипели, копья ломались. И если не брать в расчёт баталии фанатские, то сами игры бились вполне на равных. И вот наступил горячий на события 2005 год. Поклонники обеих вселенных получили наконец известия о продолжении любимых серий.

О Готике 3 заявили с помпой: новый движок, возросшие масштабы обещали ни много, ни мало — целый материк вместо маленького острова и изрядно увеличенный бюджет. Игра теперь являлась полноценным конкурентом Oblivion, а алчный Jowood, ака Деревянный Джо, лишь благодаря Gothic 2 вылезший из могилы, был готов высосать из игры все возможные соки. Не изменилось одно: над игрой по прежнему корпели два десятка трудоголиков, чего при новом масштабе и амбициях было явно недостаточно. Как показали дальнейшие события – сильно недостаточно.

Видите замок? Считайте, что увидели все города в Миртане, дизайн у них однотипный

Время шло, разработка продолжалась, появлялись обещания и подробности, публиковались скриншоты (которые кстати заметно отличались от тех, что были опубликованы при анонсе, и отличались в худшую сторону, но к ним я ещё вернусь), ничто не предвещало беды. Нет, тревожные звоночки конечно были – тот же Games Convention в августе 2005, например. Уже тогда разработчики демонстрировали сильно забагованный билд, но меня тогда это сильно не смутило, да и главные проблемы Готики 3 отнюдь не в багах.

И вот наступил 2006 год – год, пожалуй, самого большого разочарования и несбывшихся надежд. Oblivion вызвал недоумение, особенно после того, чем нас «кормили» на E3 2005, Gothik 3 - кхм... об этом дальше, лишь Neverwinter Nights 2 оправдала ожидания.

Вставьте видео с помощью соответствущей кнопки

E3 2005  

Итак, что же пошло не так? Прежде всего, Готика 3 – это не Готика, то есть совсем: в этой игре нет ничего, за что я любил первые две части, а есть скорее неуклюжая пародия на свои же собственные произведения.  Я не зря говорил про недостаток ресурсов и талант, ведь бывают и совершенно обратные вещи, когда достаток ресурсов кружит голову и разработчики теряют чувство меры, пусть и из лучших, в данном случае, побуждений. Издатель погнался за конкурентом и погнал вперёд разработчиков, которые растеряли по дороге то, за что мы и любили их серию.

С одной стороны, разработчики вроде бы выполнили свои обещания – есть у нас большой мир, много городов и нелинейный сюжет. Каждый город должен был иметь индивидуальную для героя систему репутации, в одном городе Безымянный мог быть героем, а в другом – заклятым негодяем. Страну раздирала война, а значит, было как минимум две стороны интересов, к которым можно присоединиться и подняться по карьерной лестнице. Новая боевая система – более удобная и дружелюбная к игрокам. Звучит неплохо, верно? Но как оно получилось на самом деле?

Варант, здесь чувствуются явные арабские мотивы. А ещё здесь хорошая музыка

Мир действительно получился большим и бесшовным, с тремя климатическими зонами. Бесшовность вылилась в чудовищные по тем временам требования к оперативной памяти, а размер – размер убил то, за что любили оригинальную дилогию – плотность событий и чувство сопричастности к миру. Мир стал большой, но его проработка упала в разы, а от волшебного ощущения живости мира почти ничего не осталось. Его стало неинтересно исследовать, мир стал картонным и плоским, даже несмотря на то, что создан он был всё так же вручную. Более того, лично мне исследовать мир стало физически неприятно – игра стала какой то аморфной и тягучей, какой-то резиновой что ли, но это мои ощущения, никому не навязываю.

Нордмар. Красиво и холодно. Чувствуются сильные скандинавские мотивы.

Городов много, но стали они безликими с точки зрения атмосферы, да и размер таков, что и городом то их назвать язык не повернётся. Даже в The Elder Scrolls города и то больше своему названию соответствуют. Репутация есть, но смысл в ней отсутствует чуть более чем полностью, ведь каждый город по сути - изолированный мирок, никак с другими городами не связанный, независимо от того, кто этот город контролирует. Завоевывать города можно, но смысла не имеет, да и местная боёвка…

Как уже не раз упоминалось ранее, первые две части были до предела насыщены событиями, где даже самый простой квест из разряда "принеси то-то и в таком-то количестве" сопровождался внятной историей и совсем не ощущался обременительным. В Gothic 3 интересные квесты можно пересчитать по пальцам, зато банальных "принеси-подай" чуть больше, чем очень много. Да и сюжет -  с одной стороны, он действительно не столь линеен как ранее, появились три концовки, но вот сама история… а, ладно, не буду спойлерить.

Вставьте видео с помощью соответствущей кнопки

     

Пример боевой системы

Кто-то скажет, что, мол, третья часть стала по настоящему свободной для игрока. Переняла принципы своей ближайшей соперницы The Elder Scrolls? Но нет, едва ли. Свобода есть, но это пустая свобода, бессмысленная, если конечно свобода в игровом мире не ваша самоцель.  В первых двух частях мы так же вольны были пойти куда угодно, нас держали лишь сила монстров да определённые затычки разработчиков, которые, впрочем, можно было обойти. При этом что в первой, что во второй части нам грело душу то, что всё, что мы делаем, имеет смысл, является частью чего-то глобального, важного, даже обычная беготня ощущалась частью истории. Ну, а про сравнение с TES... тут и говорить нечего, Древние свитки всегда умели развлечь игрока даже без привязки к основному сюжету, всегда поощряли исследования. В Gothic 3 этого нет.

Другим неприятным открытием стала визуальная часть игры. Тут, конечно, многое субъективно, но я не могу назвать Готику 3 красивой игрой, причем к этому выводу я пришел еще раз, запустив игру совсем недавно, перед написанием статьи. Уже на момент выхода с картинкой были проблемы: некрасивая вода, странно работающая дальность видимости и ужасное размытие заднего плана, которая заставляет игрока почувствовать себя подслеповатой мышью. Однако в целом, несмотря на некоторую неаккуратность, картинка казалось вполне красивой и современной, здесь был весь джентльменский набор того времени: шейдеры третьей версии, HDR, Speed Tree для визуализации леса (эта же технология использовалась в Oblivion, но там лес более детализирован), motion capture (не точно) для анимации, ну и т.д.

Всё же иногда она чувствуется - Готика

Помню, как мне нравился местный лес, даже при отвратной детализации самих деревьев он казался натуральным и дремучим. Запустил игру недавно, и картинка произвела удручающее впечатление. Нет, дело не в том, что она устарела, а в самом дизайне. Картинка показалась пластиковой и бездушной, она лишилась той натуралистичной самодостаточности, присущей первым двум частям. Но самые печальные метаморфозы произошли с дизайном существ и людей – дизайн ужасен. Вместо суровых, натуралистичных монстров тут бегают какие-то кавайные, пластиковые, плюшевые зверушки, будто сбежавшие из какой-нибудь JRPG. Натурально стрёмные зомби превратились в каких-то обтянутых кожей уродцев, ну а орки – тут и говорить нечего, просто сравните их с ними же из оригинальной дилогии.

Oblivion выглядит заметно лучше даже сейчас и в чистом виде, а ведь я человек, которому не нравится визуальная часть Oblivion, и технически и дизайном. Кстати, не знаю, возможно лишь меня одного волновал вопрос, почему итоговая картина столь сильно отличается от тех первых, невероятно атмосферных скринов, буквально пропитанных духом Готики. Но ответ я кажется нашел, для себя по крайней мере. Дело в том, что до того момента, как начать использовать кривоватого доморощенного монстрика — Genome engine, Piranha Bytes на полном серьёзе рассматривали и даже начали использовать моторчик NetImmerse engine, а точнее, его сильно модифицированную версию (этот моторчик, кстати, использовал Morrowind, и этот же движок стал в будущем широко известным Gamebryo), но что-то пошло не так и от движка отказались, в пользу своей разработки. Вопрос правильности этого решения так и останется открытым.

Один из первых кадров...

...как и этот...

... и вот этот

Дизайн тот же, но в остальном картинка выглядит иначе

И всё же нужно понимать, что оценка визуальной части субъективна и я ее никому не навязываю. Разработчики действительно старались, создавая этот мир и пытаясь вдохнуть в него жизнь. Но то ли технологии тех лет были не способны отразить видение разработчиков, то ли просто разработчики не сумели ими воспользоваться.   

Нельзя обойти стороной боевую систему, раз уж я взялся за перечень недостатков. Боевая система Gothic 3 давно уже стала притчей во языцех, ведь более корявую боёвку ещё нужно поискать. Начиналось всё на вполне оптимистичной ноте — разработчики хотели сделать боёвку более интуитивной (хотя куда уж интуитивнее?) и дружелюбной к новичкам. На одной кнопке повешены удары – быстрый или сильный, в зависимости от времени нажатия, а на другой кнопке был блок. Предполагалось, что сражаться с большим числом противников станет удобнее и легче, ведь оригинальная боёвка была заточена под поединки.

Внушает, но более 500 хр вы за него всё-равно не получите

Увы, не удалось, боёвка вышла совершенно корявой и неинтуитивной, со странными анимациями, да и просто не работала нормально. Нормальных таймингов не было, враги атаковали строго по очереди, ну и корявая физика давала о себе знать. В арсенале Безымянного появился щит, который требовал отдельного обучения. Приятное нововведение, но не более того, потому что на общем фоне неработающей боевой системы роли особой не играл А ещё, наверное, все, кто застал игру на момент релиза, помнят кабанов-убийц, которые атаковали игрока со скоростью ручного пулемёта и были практически непобедимы в ближнем бою. До патча, починившего сие безобразие, кабаны являли собой почти вершину местной пищевой цепочки.

Ролевая система почти без изменений перекочевала в тройку из второй части, атрибутов стало чуть больше, да сама структура навыков стала чуть иной, но общая логика осталась прежней и понятной. Принцип развития тот же, что и в Ночи Ворона — нужны учителя, золото и много очков обучения, правда, самих уровней стало намного больше. Появилось одно нововведение: если раньше размер здоровья монстров равнялся числу получаемого за убийство опыта, и убив особенно толстокожую тварь, можно было набрать несколько уровней сразу, то в третьей части всё стало иначе. Победив даже самого могучего монстра, можно рассчитывать максимум на 500 очков опыта, который теперь даётся в адекватном количестве только лишь за выполнение квестов, что вкупе с неадекватной боевой системой почти лишало смысла сражения с местной фауной.

Магия по прежнему красива

Магическая система, в принципе, так же почти не изменилась. По лору, из мира исчезла рунная магия – основа магической системы мира Готики, но не скажу, что это сильно заметно, заклинания остались примерно теми же.

Хотелось пару слов добавить про музыку, ведь здесь у руля по-прежнему стоял талантливый Кай Розенкранц и казалось, будет за что ухватиться и похвалить игру... но нет, не в этот раз. Только представьте масштаб работ, проведённый при создании музыкального сопровождения: симфонический оркестр Бохума, хор парижской филармонии, японский ансамбль тайко-барабанщиков GOCOO, специалисты по средневековой музыке Corvus Corax и даже голливудская вокалистка Элизабет Скотт – громкие имена и названия, и при этом абсолютно вторичная музыка. Всё опять же субъективно, но на мой взгляд, музыка почти не цепляет, она слишком пафосная и местами раздражает, лично мне понравились лишь пара композиций. Не хватает целостности музыки и мира. Саундтрек съел немалую часть бюджета, которую стоило бы потратить на что-то более необходимое.

Как итог 

Конечно, можно долго винить разработчиков в том, что они не оправдали наши ожидания, не явили нам игру мечты, не явили Gothic 3 такой, какой лично я ожидал её увидеть. К чести разработчиков, они не стали отнекиваться, не ушли в молчанку, не оставили нас один на один с рухнувшими мечтами и разбитыми ожиданиями. Разработчикам хватило смелости взглянуть в глаза нам, игрокам, и принести самые искренние извинения, признать свои ошибки, что вызывает уважение. Конечно, игру это не спасло, как и не спасли её многочисленные патчи, выпущенные позже. Нет, патчи, конечно починили основные баги, привели этот брыкающийся полутруп в удобоваримое состояние, но только технически, ведь неудачи в геймдизайне патчами не лечатся.

Высотный рельеф всегда был визитной карточкой разработчиков

Не стоит забывать про Деревянного Джо (Joowood). Именно с Joowood был подписан контракт, именно их маркетинговая компания ставила задачи и утверждала сроки. Да что тут расписывать – издатель просто хотел денег, много денег, и побыстрее. Не берусь утверждать, какой видели третью часть сами разработчики, но наверняка они отдавали себе отчёт о бессмысленном соревновании с Oblivion за квадратные километры мира и число предметов, этот самый мир наполняющих. Но получилось то, что получилось – послушали издателя, погнались за соперником, получили ресурсы, а вот сил на всё это просто не хватило.

Подводя итог сказанному ранее, я хочу заметить, что даже в таком изувеченном виде Gothic 3 нашла своего потребителя, иначе как объяснить все эти Community Patch, Quest Pack и т.д. Сами игроки, переняв эстафету из рук  разработчиков, принялись кропотливо доводить игру до ума, а это говорит о многом. Игра получилась такой, какой получилась. Gothic 3 не нашла отклика в моём сердце и едва ли его найдёт, но своё место игра получила и оставила след в истории. О Gothic 3 не забыли, не забудут — и не стоит забывать, ведь она есть яркий пример того, как поступать не нужно. Но как показывает практика и время — не все хотят учиться на ошибках, а тем более на чужих.

На этом с основными частями Gothic я закончу, но с самой вселенной прощаться рано, ведь она хранит в себе ещё много интересного. В следующей статье я попробую сравнить две вселенных – Gothic и The Elder Scrolls, будет любопытно, что из этого получится. А пока — до новых встреч.

15

Комментарии

Добавить комментарий

Так вышло, что знакомство с серией именно с этой части. Да, я уже выслушал множество оскорблений и пожеланий жестокой смерти в связи с этим, так что можете воздержаться. Причём, знакомился я с ней после Обливиона. Даже помню статьи в игровых журналах тех лет: мол, "здешние королевства легко поместятся в карман любой провинции из Oblivion — зато все они ручной выделки". Что именно тогда имела в виду редакция ЛКИ – не особо понятно, но о почивших плохо говорить не принято.

К сожалению, опыт игры в Готику III оказался каким-то блеклым и не запоминающимся. Серьёзно, ничего интересно толком не могу вспомнить, кроме убийства монстров специальными утяжелёнными стрелами. Видимо, только это в памяти и задержалось.

Спасибо.

В своё время ждал Готику 3 так, как больше ничего никогда не ждал. Её релиз как раз выпал на тот переходной этап моей жизни, когда я уже прощался с детством, но ещё не уплыл во взрослую жизнь. И вот это волнительное, трепетное ожидание игры, разглядывание каждого скриншота из "Игромании" (единственного источника новостей тогда, в эру-без-интернета), это такой последний "привет" из детства.

Увы, результатом ожиданий стало страшное разочарование. Готика 3 растеряла практически всё, за что я любил 1 и 2 части, но при этом не привнесла в серию чего-то эквивалентного по качеству.
Из достоинств я бы отметил картинку (мне пейзажи Миртаны понравились очень, до сих пор приятно смотреть) и музыку - треки из Г3 отлично заходят даже сейчас, в отрыве от игры. Хотя не могу не согласиться с тезисом о некой оторванности музыки от мира игры. Впрочем, тут как такового "мира" и нет вовсе.

Вот эти огромные территории явно не вручную сделали, а подключили к процессу какую-то процедурную генерацию. Итог получился визуально симпатичный, но пустой и скучный. В первых играх не было пустых зон - никаких пещер ради пещер, лесов ради лесов. Если есть пещера - значит практически наверняка в ней либо что-то уникальное лежит, либо квест с ней связан, либо ещё что-то. Каждый мелкий квест, каждый клочок мира были проработаны и ощущались логичной и полноправной частью мира. Они не вызывали вопроса "Нахрена оно тут?". И да, тогда, в детстве, всегда хотелось вот так же как Готика 2, но ещё больше, больше, больше...Увы, так не бывает.

В Готике 3 мир пустой, 99% квестов - примитивны и скучны, проработанных персонажей нет, ярких и запоминающихся локаций - нет. Положение могла бы спасти ролевая система, но она толком не работает. Качаться не интересно, нет никакого внятного стимула развивать героя. Нет ощущения того, что герой стал сильным, ну разве что у магов схема осталась практически неизменной: страдаем вначале, уничтожаем всё живое потом. Примитивно в этой игре всё, к сожалению. И даже многочисленные фанатские патчи не смогли сильно изменить ситуацию. Это всё ещё очень посредственная игра, в которой физически больно убивать время.

О, сломанные копья, о погнутые клавиатуры!
Г3 - действительно странный продукт. Помню, что ждал её больше, чем Деда Мороза и чуть ли не бредил будущими побегушками по этому волшебному миру. Как положено, в один из первых дней, прикупил себе на последние деньги красочное подарочное издание с гайдбуком и амулетиком и неспеша запустил инсталлятор. Ой, какое же разочарование меня ждало. 128 мегабайт оперативки тогда были просто на укус этому монстру, а потому это слайдшоу надолго не затянулось. Долго ли, коротко ли, но был проведен апгрейд, скачан патч-антикабан и началось освоение Миртаны. Кстати, первое, что меня поразило - это саунд. От старых саундов он отличался в первую очередь масштабностью - чувствовалась грандиозная работа. Да и сейчас какие-то треки на плеере пылятся, уж очень он сочный и атмосферный, тут уж авторская вкусовщина. Мне всё таки понравилась Г3 своей свежестью - Варант просто шикарен: пустыни, деревеньки, заброшенные храмы, а уж учитывая общую скудность псевдовосточных мотивов в игрульках того времени - то вообще шикарно. Абсолютно согласен с тем, что потерялась наполненность мира: вернее наполненность такая же как в Г1-2, но размазанная по условным квадратным километрам. Вообще, конечно, это не сравнить с ламповой второй частью, но и в трешке были свои капканчики. Мне очень нравится вторая часть, она вообще в моём личном списке Самых Лучших Игр, но и в Г3 есть чем заняться. Мне очень-очень зашли вечерне-ночные пейзажи и все вытекающие оттуда: до сих пор помню эмоциональный накал, когда ночью с факелом искал беглого раба по лесочку около местной деревни-города. Нет, что ни говори, какая-то готичность осталась: да, её куда меньше, но она есть. Очень чувствуется, что были области, на которые хватило времени задизайнить, но, к сожалению, куда больше областей, которые вообще пустые, просто есть фауна, ландшафт и больше ничего. Например весьма интересно был проработан Фаринг - поселение на границе Миртаны (лесочки-поля) и Нормара (прото-Скайрим) - там и высотный ландшафт и ощущение пограничности регионов и несколько способов преодоления этой границы - тут прекрасно почти всё, но вот заходишь в Нордмар... пустота. Ледяные ландшафты, стаи диких зверей и вообще непонятно зачем это всё. И вот таких пустых ландшафтов - слишком много.
Казалось бы, ещё немного времени, чтобы заполнить дыры в наполнении мира и всё будет хорошо, но тут имело место какое-то странное решение выкрутить контрастность мира на максимум. Днем на весь этот флуоресцентный мир тяжело смотреть, зато ночью уже возвращается ощущение Той Самой Игры. Возможно, тут уже движок виноват или я уж не знаю в чём дело.
В общем и целом - не самая и плохая игра, по моему личному мнению. Мои личные плюсики за разнообразие мира и его проработанные куски, в сочетании с музыкой, создающие правильную игровую атмосферу. Унылость большинства квестов, отвратная боёвка, которую даже патчи вылечить не смогли, странный баланс и, кстати, отсутствие глобальных последствий сюжета, при подаче, поразумевающей оное - да, подрывает атмосферу на корню. Слишком уж странно, что устроив революцию или геноцид человечества в отдельно взятом королевстве никаких последствий на игре видно не будет. Хотя, казалось бы предпосылки к этому были, но как всегда не хватило времени доделать. А жаль. Такой-то задел был.
Appollo, а твои обзоры коснутся последующих творений суровых тевтонцев: Элех, Райзены там и прочая, и прочая..? Всё таки, во многом это духовные наследники Готики.

Lord RZ
администратор
05.02.2019 — 02:29

Я ее тоже ждал-преждал, и тоже поплакал над результатом, увы. Мне понравились лишь какие-то считанные моменты из графония и музония, к тому же она у меня страшно глючила - пропадал ландшафт дырами и все такое прочее. Эх, тем бы стебущимся над анимацией Андромеды увидеть корявки третьей готики...
И все таки это все еще была хромая, косая, но Готика, в отличие от Аркании. на которую, пожалуйста, Аполло, не трать ни секунды нашего времени: ты хорошо пишешь про любимые игры, про них и пиши.
И потом я утешался первым Ризеном, хотя бы что-то.

dylvish
модмейкер
05.02.2019 — 11:17

Операционная больницы скорой помощи. Беспомощное голое тело.
Вокруг стола уже собрались хирурги в белых шапках. Осталось несколько секунд. О чем люди думают в таких обстоятельствах? Не исключено, что это твои последние мысли. Попыталась вспомнить молитву. "Да будет воля твоя".
Анестизиолог, весело улыбаясь, "Ну-с, куда бы мы хотели отправиться?" В Готику 3, не задумываясь ответила я.
И если мне суждено остаться там навсегда, то построю себе домик в окрестностях Сильдена, буду каждое утро бегать к водопадам купаться. После обжигающей кожу холодной воды так приятны ласковые лучи утреннего солнца. А когда отдохну, наконец, от мирской суеты, оставленной мною здесь, то отправлюсь странствовать по лесам Миртаны, изумительным ледяным лабиринтам Нордмара и знойным пескам Варанта.
Будем пить чай со смотрителем маяка в Ардее и вот ему-то я и расскажу за что я так люблю этот мир.

А мне она понравилась даже с этими недостатками, даже прошёл её 1 раз. Музыка помноженная на атмосферу делает своё дело, но первые месяцы она лагала безбожно даже на предтоповом железе того времени. Ну чего можно ждать от 20-ти разрабов, жадного Древоджо и завышенных ожиданий? Объективно тут есть музыка и атмосфера(которая Готическая, кто бы что не говорил), которые тащат игру вверх, а есть всё остальное. Саунд давно в плеере, Готика R.I.P.

А будет обзор 4 части, которая даже по сравнению с 3 лютейший шлак?

От NetImmerse engine отказались из-за невозможности движка поддерживать огромные открытые пространства, а "доморощенный монстрик" Genome смог. Вспомним Морроувинд, Обливион, Скайрим - все города, пещеры, форты закрыты от остального мира - в Готике 3 все открыто.
В Готике 2а максимальный опыт получаемый за убийство монстра (черного тролля) 1000 опыта, а этого хватит только на получение первого уровня и части второго, на которых убить его почти невозможно.
Назвать музыку в Готике 3 вторичной - нет слов.

И вот наступил 2006 год – год, пожалуй, самого большого разочарования и несбывшихся надежд. Oblivion вызвал недоумение, особенно после того, чем нас «кормили» на E3 2005, Gothik 3 - кхм... об этом дальше, лишь Neverwinter Nights 2 оправдала ожидания.

Забавно... Именно Neverwinter Nights 2 стала для меня самым большим разочарованием. Очень стремный и корявый движок, отвратительные персонажи и анимации, сюжетец при этом на очень среднем уровне. Как раз NW2 растеряла большинство "фишек" первой части, которые делали ее оригинальной, в пользу движения куда-то в сторону трехмерной "недобальдуры". Обливион, не смотря на то, что проигрывал предыдущим частям по оригинальности и артовому стилю, был, в принципе, ок. Не "превосходно", но уж точно "хорошо", а местами даже "отлично". А третья "Готика"... мне и первые 2 неинтересны были, если честно. Но мир в третьей части был красив, и масштабы реально поражали. В тех же "Свитках" такого не было со времен Даггерфолла.

Не игра ни в одну из частей Готики, Обливион же, остается любимой частью из серии TES, несмотря на несколько мультяшную графику и сложности с созданием приличной внешности персонажа.
Сама статья, на мой взгляд, написана очень качественно, интересно и грамотно, её было приятно и легко читать. Мое уважение автору.

Согласен с недостатками, но несмотря на них, я игру полюбил и играл в нее очень долго. Я исследовал мир, залазил в самые дальние чащобы Миртаны, самые глубокие ущелья Нордмара и самые смертоносные пески Варанта. Не знаю, кому как, а по мне, так и в этой игре почти в каждой пещере ништяк лежит, города и деревни практически все разные, с разной обстановкой, разным укладом жизни, причем все это видно. И в самых далеких чащах можно что-то найти (в этом, кстати, Обливион проигрывает, в своей ванильной версии в нем очень мало вариантов ништяков, причем большинство из них - на основе обычных предметов, никак не измененных внешне. Да и айлейдские руины все одинаковые). Кабанов убойных, правда, я не застал.
И графика в Г3 мне нравится, пейзажи из игры трогают до сих пор. А уж храмы Варанта чего стоят... Уж в них точно в каждом можно найти что-то интересное. А можно и не выйти.
Хорошие воспоминания об игре, в общем.

Прошел и первую, и вторую Готики с наслаждением близким к экстатическому. И, если честно, не могу понять нытья вокруг третьей. Да, она явно и очевидно уступает первым двум, хотя бы потому, что это ну... Не Готика. Есть такое. Все слишком уж яркое и оптимистичненькое. Но игра в целом очень неплохая. Насчет графики и музыки - ну, это лютейшая вкусовщина, я считаю. Картинка очень приятная, как по мне, глазу есть на чем остановиться. Да и музыка замечательная, что в Миртане, что в Варанте, что в Нордмаре (ух, когда впервые её слышишь, и тут вступают рожки - прям мороз по коже!). Да, замки совершенно одинаковые, НПС похожи между собой до жути, а у женщин нет имен. Все верно. Но мир обширен и красив, наполнения конечно меньше, чем в Первых Двух, но масштабы-то несравнимы в принципе. Да и климатические зоны - черт, меня всегда радовала возможность пройти от знойного Юга до сурового Севера своими ногами. В игре были свои минусы (во многом из-за спешки Деревяшки-Джо в получении прибыли), но были и плюсы. Игра получилась вполне хорошей, но, таки да, не дотягивающей до Первых Двух. Но, я вам скажу, МНОГИЕ игры не дотягивают до них. И большая часть из них не дотягивает до Третьей. Игра получилось неплохо, не надо обиженного фанатского нытья. Можно подумать, кто-то из вас её купил, пф :)

Играл лишь в Готику 3. Прошел целиком до финала из принципа. Собственно на ней и закончил знакомство с этой серией игр. А равно и со всем творчеством студии Пиранья...

сколько бы не поливали грязью Г3, любить ее фанаты меньше не станут. Патчи многое поправили, есть объемные фанатские моды на доп.контент, а графика в принципе неплохая даже для наших дней. Можно бесконечно ковыряться в носу и бросать козявки в адрес игры, а можно просто наслаждаться атмосферой красивого мира, духом приключения. Специфика игры в том, что она зайдет только тем, кто захочет проникнуться ею. Современные требовательные игроки не оценят ее, посчитав устаревшей, а некоторые олдскульщики до сих пор таят обиду за баги после выхода. Как бы то ни было - Gothic 3 это кусочек старой эпохи, когда гейм-индустрия набирала стремительные обороты, однако еще оставался широкий плацдарм для экспериментов. То время не вернуть и таких игр уже не будет. К добру это или к худу, каждый решит сам для себя.

Щя бы в 2к19 писать про баги в Готике 3 и как в 2006ом компик не тянул. Сейчас то играется отлично - никаких ограничений по дальности отрисовки, лагов никаких нет.

О, сломанные копья, о погнутые клавиатуры!

Г3 - действительно странный продукт. Помню, что ждал её больше, чем Деда Мороза и чуть ли не бредил будущими побегушками по этому волшебному миру. Как положено, в один из первых дней, прикупил себе на последние деньги красочное подарочное издание с гайдбуком и амулетиком и неспеша запустил инсталлятор. Ой, какое же разочарование меня ждало. 128 мегабайт оперативки тогда были просто на укус этому монстру, а потому это слайдшоу надолго не затянулось. Долго ли, коротко ли, но был проведен апгрейд, скачан патч-антикабан и началось освоение Миртаны. Кстати, первое, что меня поразило - это саунд. От старых саундов он отличался в первую очередь масштабностью - чувствовалась грандиозная работа. Да и сейчас какие-то треки на плеере пылятся, уж очень он сочный и атмосферный, тут уж авторская вкусовщина. Мне всё таки понравилась Г3 своей свежестью - Варант просто шикарен: пустыни, деревеньки, заброшенные храмы, а уж учитывая общую скудность псевдовосточных мотивов в игрульках того времени - то вообще шикарно. Абсолютно согласен с тем, что потерялась наполненность мира: вернее наполненность такая же как в Г1-2, но размазанная по условным квадратным километрам. Вообще, конечно, это не сравнить с ламповой второй частью, но и в трешке были свои капканчики. Мне очень нравится вторая часть, она вообще в моём личном списке Самых Лучших Игр, но и в Г3 есть чем заняться. Мне очень-очень зашли вечерне-ночные пейзажи и все вытекающие оттуда: до сих пор помню эмоциональный накал, когда ночью с факелом искал беглого раба по лесочку около местной деревни-города. Нет, что ни говори, какая-то готичность осталась: да, её куда меньше, но она есть. Очень чувствуется, что были области, на которые хватило времени задизайнить, но, к сожалению, куда больше областей, которые вообще пустые, просто есть фауна, ландшафт и больше ничего. Например весьма интересно был проработан Фаринг - поселение на границе Миртаны (лесочки-поля) и Нормара (прото-Скайрим) - там и высотный ландшафт и ощущение пограничности регионов и несколько способов преодоления этой границы - тут прекрасно почти всё, но вот заходишь в Нордмар... пустота. Ледяные ландшафты, стаи диких зверей и вообще непонятно зачем это всё. И вот таких пустых ландшафтов - слишком много.

Казалось бы, ещё немного времени, чтобы заполнить дыры в наполнении мира и всё будет хорошо, но тут имело место какое-то странное решение выкрутить контрастность мира на максимум. Днем на весь этот флуоресцентный мир тяжело смотреть, зато ночью уже возвращается ощущение Той Самой Игры. Возможно, тут уже движок виноват или я уж не знаю в чём дело.

В общем и целом - не самая и плохая игра, по моему личному мнению. Мои личные плюсики за разнообразие мира и его проработанные куски, в сочетании с музыкой, создающие правильную игровую атмосферу. Унылость большинства квестов, отвратная боёвка, которую даже патчи вылечить не смогли, странный баланс и, кстати, отсутствие глобальных последствий сюжета, при подаче, поразумевающей оное - да, подрывает атмосферу на корню. Слишком уж странно, что устроив революцию или геноцид человечества в отдельно взятом королевстве никаких последствий на игре видно не будет. Хотя, казалось бы предпосылки к этому были, но как всегда не хватило времени доделать. А жаль. Такой-то задел был.

Appollo, а твои обзоры коснутся последующих творений суровых тевтонцев: Элех, Райзены там и прочая, и прочая..? Всё таки, во многом это духовные наследники Готики.

Через месяц отвечать - это конечно такое :), но работа отняла всё время, даже комменты прочитать было некогда. На счёт последующих творений - почему бы и нет. За Risen 1 я провёл не мало часов, так же полностью прошел Risen 3. А Elex, несмотря на шквал критики, лично меня, заставил снова поверить в Пиранью). Так что будет что написать.

Спасибо за статью.
Некро-ответ.
С третьей частью получилось неоднозначно...
В 2006-7 годах мой компьютер не тянул её совсем. Когда она вышла, мне довелось немного поиграть у друга, который был, как и я, большим фанатом серии. Толком ничего не поняв, мне показалось весело рубить кучки орков и интересно бродить по огромному, красивому миру. До апгрейда я прошел Г-2 снова, в восьмой и последний раз. Замечу, что боевую систему г2, до сих пор считаю непревзойденной. Делавшаяся с оглядкой на консоли, скупыми средствами начала нулевых имитировавшая живые движения, она была великолепна. И видимо, слишком "сложна для масс", как объясняли упрощение в третьей части. И вот, спустя год, на новом пк, уже пропатченная Готика3 без вылетов и критичных багов, порадовала меня красивым миром в котором, в пику всем "свиткам", так и осталось 3 (всего три!) загрузочных экрана локации. Ударила по ностальгии путем Диего и Ко, отравила глаза пластиковыми кислотными монстрами, расстроила местами странными (недоделанными?) логическими связями механик, событий и квестов, увлекла штурмом Готы, рудной шахты Нордмара и битвами за города, принесла досаду от какой-то сырости всего... и Конкретно разозлила системой боя. Это то, от чего я плевался на всем протяжении игры (и следующих прохождениях тоже). Отличное, гибкое псевдо-фехтование прошлых частей сменилось на унылый, тупой мыше-клик.
А в целом... неоднозначно. Тут хорошо, а тут плохо, два шага влево отлично, три вправо уже отвратительно. Такой мне показалась Г3 тогда, все же оставив больше разочарования и мысли "Это не Готика..."
А там и Ризен вышел. Очень хороший, не без изъянов, но вот, вот он повторял все. что хотелось увидеть. (а по сути, копировал 2 первые части... )
А потом вышла Аркания... мда....
Собственно поиграв в Арканию, я подумал: "А Готика3, таки хорошая игра". Да, кривоватая, да с проблемами, но тем не менее это была игра от оригинальных Пираний, с их идеями, наработками и видением игровых моментов. Не дать ли ей, еще один шанс? И дал, заправив коммьюнити-патчами, контент-модами и ребалансом. И зашло на отлично (кроме боевки конечно же). Сыграл ли так контраст с Арканией, или просто поменялось отношение на более мягкое, незнаю. Но я начал думать: "Это все же Готика. Хромая, косая, но это она"
А вот с дальнейшими поделиями Пираний получилось не очень. Если взять все их игры вообще, то у меня вышло так
Г1 - 3 прохождения из 5 "сессий"
Г2 \ Ворон - 8 прохождений из 14
Г3 - 1 прохождение из 5
Ризен - 2 прохождения из 3
Р2 - 1 прохождение из 3 (понравился, понравился сеттинг, огнестрелы, сюжет. Это был действительно "свежак" от Пираний)
Р3 - 0 прохождений из 3 (не осилил... вроде и нормально, но было скучно, бои превратились в "ударил - прыгнул в кусты")
Элекс - дропнул после 30 часов игры. (абсолютное разочаровние)
Лично я не увидел в Элексе "нового дыхания" Пираний, и какого-то развития. Напротив, начавшиеся еще в Р1 самоповторы, тут достигли своей высшей точки. То, что я видел почти 20-ть лет назад в первой части, я увидел снова тут, повсеместно. Не прикрыл это все и новый сеттинг... При всей любви к ранним и средним играм Пираний, но нет... Время меняется, меняется восприятие, меняется подход. Кто-то умело и гибко подстраивается, сохраняя традиции, кто-то более изменчив. Только Пиранья не меняется. Хм.. Прочитал выше комментарий от Summoning (согласен с ним) и он навел меня на мысль. Мысль о том, что Пиранья перестала эксперементировать. А может просто я от них устал. Но когда мне хочется немного "готики", я все таки устанавливаю Готику 3, а не Ризены.
Как-то так))
Еще раз, спасибо за статью. Было интересно.
Да пребудет с тобой сила Инноса.

Авторизуйтесь, чтобы оставить новый комментарий. Или зарегистрируйтесь.