Sparkling angel,
I believed:
You were my saviour
In my time of need...*
Within Temtation, «Angels».
Знаете, эта рецензия в моих собственных глазах вышла… странной. Вот именно странной. Каждый раз, когда я отходил от темы, мне стоило огромного труда вспомнить, что я пишу именно про игру. То есть, обычно я стараюсь в рецензиях выносить на первое место мои суждения о непосредственно игровых аспектах игры, простите за тавтологию, считая это вполне закономерным и, в общем-то, правильным. В случае с Ori and the Blind Forest сосредоточиться на игровых аспектах было, не побоюсь такой формулировки, практически невозможно. Я старался, но всё равно получилось, что про игру рассказывает примерно треть текста. В чём причина такого странного отношения к этой игре? Сложно объяснить. Но я попробую.
В первую, наверное, очередь, дело в том, что платформеры — это вообще не мой жанр. Хоть я и имел знакомство с тем самым водопроводчиком, но было это давно, когда под стол я мог заходить почти не нагибаясь. Позднее же вкусы и пристрастия сложились так, что ближе мне были RPG, стратегии и прочие гонки. Но никак не платформеры. Более того, к этому жанру у меня есть лёгкое предубеждение, заключающееся в том, что вроде как ничего лучше водопроводчика и придумать-то невозможно в таких узких рамках. Но Ori and the Blind Forest привлёк моё внимание. Чем — уже и не припомню. И я от всей души благодарен этому чему-то.
Описывая проект небольшой команды Moon Studios, чью разработку профинансировал гигант Microsoft Studios, я даже не знаю, с чего начать изложение той бури эмоций и чувств, что оставило после себя прохождение. Так и быть, я скажу пару слов о геймплее. Он тут, вы удивитесь, как в платформере. Главный герой, крохотный дух света, прыгает и бегает, преодолевая грамотно расставленные препятствия, которых становится всё больше и больше. Тут вам и места, где прыгать надо с ювелирной точностью, и всевозможные враги. Бои происходят в реальном времени, Ори может бить на расстоянии, а также применять способности, расходующие энергию. Есть целая куча секретов, тайных ходов, целых небольших уровней, на поиск которых можно убить немало времени. Есть система прокачки, состоящая из трёх веток навыков и добавленная главным образом для галочки. Однако, без определённых навыков невозможно добраться до некоторых секретов. В этом, кстати, кроется едва ли не единственный раздражающий аспект игры: часто приходится возвращаться назад, чтобы добраться до мест, ранее недоступных. Есть прорва врагов, разной степени зубастости, в том числе и довольно сложные боссы. Игра, кстати, вся довольно сложная, это признают даже игроки с опытом общения с играми жанра побольше моего. Но весь этот абзац даже в малейшей мере не передаёт того, что перед нами. Ведь прелесть тут не в геймплее. Не только и не столько в нём, если быть точным.
Принимаясь за изложение основной идеи этого обзора, я заведу разговор про графику. Даже не так, не про графику (про неё лишь скажу, что она выполнена на высочайшем уровне), а про стилистику. Конечно, скриншоты дают определённое представление о том, какая это игра, но для знакомства со стилистикой лучше один раз увидеть всё в динамике. Бесконечный список прелестей стиля открывает свет. Немного забегу вперёд и упомяну, что по сюжету злодей похитил источник света и погрузил лес во тьму. Это наложило отпечаток на рисовку, но даже несмотря на то, что лес «ослепили», он выглядит светлым. Вся игра изнутри лучится удивительно тёплым и добрым светом.
Визуальный стиль игры вдохновлён гением известного на весь мир японского аниматора Хаяо Миядзаки. Знакомые с творчеством этого в высшей мере талантливого человека, увы, отошедшего от дел, поймут мою следующую мысль. Его картины визуально достаточно яркие, но очень своеобразные и, так сказать, сложно описуемые. Попробуйте на словах описать великое многообразие мира духов из «Унесенных призраками», замок Хаула в «Ходячем замке», зверей из «Принцессы Мононоке» или внешность Тоторо из «Мой сосед Тоторо». Лично мне это не под силу. Тут, как метко подметил поэт Лютик в «Саге о ведьмаке» Сапковского, яко с грушей. Все знают, как выглядит груша. Но попробуй описать форму груши! И хоть бард говорил о любви, но к стилю Миядзаки, как и к стилю Ори, данное определение подходит на двести процентов. Лучше один раз увидеть. А дальше ты просто влюбляешься в этот мир. Он настолько красив, восхитителен, прекрасен, ярок, что в него веришь. Разработчикам удалось заставить меня по-настоящему хотеть спасти этот мир. Уже неплохо, не правда ли?
А мир, как это водится, надо спасать. Когда-то лес Нибель был чудесным местом для жизни, но злой дух Куро похитил источник света — залог благоденствия леса, и Нибель зарос колючками и наполнился ужасными созданиями. Главный герой, Ори, потерял всё, и теперь ему предстоит отправиться в полное опасностей путешествие, чтобы спасти Нибель.
Сюжет этой игры… ну вот, опять я не нахожу слов, хотя буквально минуту назад они вертелись на пальцах, но до клавиатуры не добрались. Дело в том, наверное, что объективным и чётким словам мешают эмоции. Я предупреждал о таком волшебном действии этой игры ещё в самом начале обзора. Местный сюжет, вы удивитесь, банален. Не ждите от него ничего особенного, нового, необычного. Никаких интриг или масштаба событий в стиле небезызвестной «Игры Престолов». Никакого сверхпродуманного игрового мира, влияющего на сюжет и наоборот. Нет ничего такого глобального, что принято ставить в пример другим, дескать, вот как надо, учитесь, банальные шутеры. И если бы я писал эту рецензию, забыв об эмоциях, я бы мог вынести такое объективное мнение: ни в коем случае другим студиям не стоит брать пример с этой банальщины. Но я восхищён сюжетом.
Если хорошенько разобраться, то история Ори — это красивая сказка. Сказка детская, не «Властелин Колец», и даже не «Хоббит». Это сказка, которую можно рассказывать ребёнку укладывая его спать после дневных треволнений. И ребёнку понравится, уверяю вас. Ведь каноны сказки соблюдены: есть опасность, грозящая миру, есть способ её решения, есть герой, способный спасти свой лес. Есть победа добра над злом, в которой не сомневаешься ни на секунду. И это прекрасно. В рассказывании сказки на ночь есть нечто таинственное и сакральное для каждого человека, в этом действе переплетаются тысячи чувств, эмоций, даже инстинктов. Это событие из ряда тех, что от внешнего мира скрыты причудливой вуалью секретов, знаемых всем светом. И то же самое можно сказать об истории Ori and the Blind Forest. Это удивительно, это затягивает тебя. Хочется выключить свет, укрыться тёплым пледом, взять в руки геймпад и наслаждаться этим маленьким чудом целую вечность. Этот сюжет во всей своей банальности затягивает сильнее, чем что-либо, виденное до того. Не надо особо напрягаться, чтобы сопереживать героям — это получается само собой. Это магический сон, полный магии и чудес. Из него не хочется выходить, хочется сказать всему миру «Подожди!».
Да, история Ори — это сказка для детей. Но каждый из нас — это бывший (или настоящий) ребёнок. В каждом в той или иной степени где-то там, глубоко или не очень, сидит ребёнок, который обожает слушать сказки на ночь. Магия этой игры в том, что она может достучаться до нашего ребёнка, потрогать самые сокровенные струны души. Вместо тысячи слов описания неописуемого можно сказать одно: за первые двадцать минут, что была запущена игра, на мониторе разыгралась драма, по накалу страстей опережающая последние двадцать игр, в которые я играл, вместе взятые.
Было бы, тем не менее, ошибкой утверждать, что именно сюжет — причина и источник той бури эмоций, что гарантирует эта игра. Но сочетание множества мелочей, по отдельности бывших бы лишь умильными деталями в море «потоковости» современного игропрома, даёт невероятный эффект. Играя в проект Moon Studios, лишний раз убеждаешься в том, что игры — полноправный вид искусства, способный вести диалог напрямую с душой игрока. Чарующая и загадочная, милая и захватывающая, добрая и по-своему умная, интересная, сложная, щемящая, не желающая отпускать в реальный мир, Ori and the Blind Forest — это самый настоящий маленький большой шедевр, надолго занявший своё заслуженное место в сердце тех, кто узнал от начала и до конца историю маленького светлого духа Ори. Эта игра из разряда тех, ярлык которых просто обязан побывать на вашем рабочем столе. И невозможно щёлкнуть по этому ярлыку единожды. Ведь за маленьким ярлыком — билет в страну чудес. Такую маленькую и такую чудесную.
Обзор подготовлен специально для сайта TESAll.ru.
*Сияющий ангел,
Я верил:
Ты мой спаситель
В минуты нужды.