Совсем недавно на электронных и не очень прилавках магазинов появилось долгожданное продолжение “Бога из машины” с нашим старым знакомым, который никогда и ничего не просит. Новая часть обещает поведать нам о том, что же случилось с человечеством после кошмарного “инцидента”, в ходе которого аугментированные граждане невольно начали ломать и крушить все, что попадется под руку. Сюжет обещает быть интересным, но не о нем сегодня будем говорить. На фоне всего этого ажиотажа ваш покорнейший писака решил поразмышлять, насколько этот жуткий мир реален и как быстро мы приблизимся к похожим событиям.
Аугментации
Практически вся игра держится именно на бесконтрольной возможности каждого человека заменить себе руки, способные пробивать стены, ноги, позволяющее бегать с более быстрой скоростью или же глаза, дающие возможность видеть сквозь стену. Ключевое слово ─ заменить. Если раньше люди прибегали к протезированию только в случае потери чего-либо, то теперь, будучи абсолютно здоровыми физически, те же самые люди стали заменять старые и слабые “инструменты” на новые металлические игрушки, превосходящие во всем своих предшественников из плоти и крови. Важно отметить, что сейчас я говорил об игровой вселенной.
Теперь вернемся в суровую реальность. Современные протезы далеки от своих аналогов из антиутопического мира и способны лишь на частичное возвращение утраченных функций, так что говорить о пробивании стен ещё рано. Но и до 2027 года у нас есть чуть больше 10 лет. Обращая свой взор в недалекое прошлое можно отметить несколько интересных вещей. Так, например, шлемы виртуальной реальности не так давно были лишь фантазией, а сегодня они уже во всю продаются по всему миру.
Всего за 4 года виртуальная реальность стала общедоступным инструментом, благодаря которому игровая индустрия заиграла новыми красками. А возвращаясь ещё на несколько лет назад можно вспомнить о революции в мобильной сфере, произошедшей в 2007 году с появлением на прилавках такого устройства как iPhone, перевернувшего всю индустрию с ног на голову.
Так стоит ли нам ждать такой же революции в протезировании? Абсолютно точно стоит. Вопрос только во времени. На наш век приходятся воистину удивительные открытия и изобретения. Распространение интернета, виртуальная реальность, мобильный телефон, объединяющий в себе сразу несколько изобретений прошлого, современные компьютеры, дроны и квадрокоптеры, развитие робототехники — все это уже реально в 2016 году. Как сказал Уильям Гибсон, «будущее уже наступило. Просто оно неравномерно распределено». И если бы раньше на вопрос “Когда мы станем киборгами?”, многие бы перенесли событие на сотни лет вперед, то теперь вряд ли кто-то сможет дать хотя бы приблизительный прогноз в столь динамичном мире.
Психология
Очень важным шагом в аугментированное будущее будет принятие людьми киборгинизации как чего-то положительного, что вряд ли будет быстрым. Грайндеры или же биохакеры, именно так называют тех людей, которые уже сейчас экспериментируют со вживлением в свое тело различных приборов. К таким людям отношение общества разнится очень сильно. Большая часть общества просто напросто не понимает их. Таких людей считают странными и чаще всего приравнивают к фрикам, нежели к “нормальным” людям. Их не боятся, не сторонятся, но порицают за издевательство над собственным телом. А какое быть может светлое, аугментированное будущее, если к людям, которые готовы меняться вместе с новым миром, относятся несерьезно и с незадачей?Возвращаясь в антиутопический мир Deus Ex, мы можем видеть, что, несмотря на то, что аугментации стали уже обыденностью, отношение к таким людям со стороны “чистого” общества зачастую агрессивное. В новой части, которую символически обозвали “Разделение Человечества”, мы можем наблюдать, что мир раскололся надвое. Отношение к аугментированным уже не просто агрессивное, а враждебное, из-за чего начинается гонения на “железяк” и их апартеид. Само собой, терпеть такого отношения никто не хочет, посему в новой игре мы практически сразу становимся свидетелем теракта, организованного притесняемыми.
Непонимание легко может перейти в страх, страх в агрессию, а агрессия во враждебность. Люди не примут легко тот факт, что одни путем искусственного вмешательства становятся лучше других. Их будут обвинять в насилии над природой, а те, в свою очередь, парировать это обвинением в отсталости и непринятии прогресса. Расход во мнениях порождает взаимную неприязнь, что, в свою очередь, трансформируется в раскол в обществе, а именно это и показывается в Deus Ex: Mankind Divided. Так что, если в случае с протезами все ещё под вопросом, то с психологией человечества в игре все показано с поразительной точностью.
Если у человека нет никакого другого врага, кроме него самого, то именно себя он и будет уничтожать, что происходило всегда. Люди все время своего существования уничтожали тех, кто не согласен с ними или не похож на них, будь то цвет кожи, вера исповедания, язык и так далее. Искусственные улучшения человека могут стать одной из таких вещей, которая вновь встряхнет общество.
Теории заговора
Пожалуй, ещё одна вещь, выделяющая вселенную Deus Ex от других киберпанковых проектов. Здесь у нас и иллюминаты, и тамплиеры, и бильдербергский клуб, и многие другие. Люди всегда любили говорить о том, что имеет ауру загадочности. Отсюда и такое разнообразие теорий заговора. Некоторые теории и по сей день являются теориями, другие настолько глупы, что поверить в них может лишь безумец, а некоторые оказались вполне себе правдивыми. Однако мрачный мир Deus Ex просто перенасыщен различными тайными клубами, дергающими за ниточки, управляя происходящими событиями.Мы говорим о компьютерной игре, в которую можно поместить все что угодно ради интересного сюжета, но что касается нашего, реального мира? Есть ли так называемое тайное правительство, которое дергает за нитки и управляет человеческими судьбами? Как я уже сказал раньше, теорий очень много. Если углубляться в них, то можно вспомнить и про мировую финансовую систему, которую, по слухам, контролирует семейство Ротшильдов, и про тех же иллюминатов, управляющих историческим процессом. Вряд ли кто-то из нас узнает, насколько правдива та или иная теория заговора, но что-то мне подсказывает, что все далеко не так интригующе и художественно, как это представляется нам в Deus Ex.
Корпорации
Корпорации. Одно из составляющих этой вселенной. Богатые и могущественные компании с харизматичными лидерами во главе имеют огромное влияние в этом антиутопичном мире. Один из таких примеров ─ нейропозин. Вещество, позволяющее предотвращать или уменьшать риск отторжения имплантатов до минимума. Однако, несмотря на положительный эффект, нейропозин вызывает сильное привыкание, что делает его наркотиком. Аугментированный человек обязан принимать данный аппарат каждую неделю, дабы предотвратить отторжение своих железных игрушек.Но самое интересное заключается в том, что распространение данного препарата жестко регулируется компанией, создавшей его, позволяя неограниченно обогащаться, продавая самый настоящий легальный наркотик. Благодаря своим изобретениям богатые корпорации контролируют людей во власти, являясь истинными правителями в этом мире.
В нашей реальности все не на столько ужасно. Да, богатые люди и корпорации действительно имеют вес, но истинная власть все же сосредоточена в руках политиков, а не бизнесменов. Однако все ещё может измениться. Никто не знает, что произойдет, скажем, через те же 10 лет. Огромных компаний, капитализация которых больше ВВП многих стран, становится все больше и больше. А политикам все чаще и чаще нужно прислушиваться к крупному бизнесу, перед тем как делать тот или иной шаг.
Так будет ли все так плохо?
И хотя наш мир слишком быстро меняется, что не позволяет отвечать с полной уверенностью, все же я спешу вас заверить, что скорее нет, чем да. Мы вместе рассмотрели 4 столпа, на которых держится Deus Ex. Два из них слишком натянуты и не соответствуют современной реальности. Что касается аугментаций, то тут все слишком туманно, чтобы делать какие-либо прогнозы, ибо индустрия протезов хоть и двигается в нужном направлении, но делает это медленнее, чем нам хотелось бы. И только один из них полностью совпадает с игровой вселенной (психология).Нас ждет другое будущее. Будет ли оно хотя бы частично похоже на Deus Ex? Именно что частично. Но тот антиутопический мир, который нам показывают экраны мониторов, с большой вероятностью не будет настолько же ужасным. Сольется ли когда-нибудь человек с машиной? Да. Это будет очередным шагом в нашей эволюционной лестнице. Как быстро это произойдет? Быстрее, чем межзвездные полеты, но медленнее, чем пророчит нам игра. Хотя до технологической сингулярности рукой подать. Быть может уже через 30 лет я буду с забавной улыбкой вспоминать эту статью, истрачивая очередную порцию энергии в своем искусственном теле, наслаждаясь завораживающими бурями Сатурна с одного из его спутников.
P.S. Весь текст выражает сугубо субъективную точку зрения автора и не может рассматриваться как однозначная истина.