25 лет назад, в эпоху великих перемен и событий, менявших мир, вышла игра, в которой право изменить мир, построив его с нуля, отходило игроку. C самого своего начала серия Civilization была про изменения: раз за разом мы пытались изменить историю человечества, написав её своими руками. Игроку отводилось управление целой цивилизацией — от первых орудий труда до запуска в космос искусственных спутников (а было дело, что в рамках серии мы осваивали и новые планеты!), через исследование новых технологий, выстраивание сложной экономики и могучей армии, продвижение культуры и развитие общественных институтов.
Хотя в Civilization никогда не было особого реализма, возможности игрока почти всегда безграничны. Шестая часть с этой точки зрения следует всем канонам: разработчики изменили визуальный стиль в сторону подчёркнутой мультяшности, но в области управления своей цивилизацией мы вольны делать всё, на что хватит вашей фантазии, и даже больше. Хотите — сколачивайте могучую империю. Хотите — превращайте свою державу в светоч науки и знания. Хотите — собирайте в своей столице чудеса света и величайших творцов прекрасного. То, как вы приведёте свою цивилизацию к победе, зависит от вас.
Игра уже доступна на ПК, а купить её можно у наших друзей (как раз и скидочка неплохая действует). Ниже можно вдохновиться на сотворение истории, посмотрев релизный трейлер игры.
Тем временем, за 25 лет своей истории в серии всё же многое успело поменяться. Споры вокруг того, что лучше — гексы или квадраты — не утихнут никогда, но я думаю, что главное всё же в возможностях и подходах. Разработчики всегда преследовали цель как можно полнее охватить не только историю дней минувших, но и изменения нынешнего мира. Были и эксперименты, о которых я уже упоминал: в Beyond Earth нас отправляли осваивать новый дом для человечества, так что начиналась игра не с каменных топоров, а с роботов и боевых танков. Истории серии посвящён ролик ниже.
Несколько частей серии способны заполнить 25 лет непрерывным геймплеем, но как вам идея играть несколько лет в один и тот же сценарий? Пользователь Reddit под ником Lycerius рассказал удивительную историю о том, как одна сессия в Civilization II растянулась на десять лет! Временная шкала в этой игре подобралась к концу четвёртого тысячелетия, и мир далёкого игрового будущего вышел... более чем мрачным. Отравленная планета, ядерное заражение, непрекращающаяся война трёх супердержав, обрушивающих на линии фронта десятки ядерных зарядов, отсутствие ресурсов, постоянный голод и восстания... Прямо скажем, сюжет, достойный Оруэлла. Ниже представлен перевод оригинального поста автора.
«Я играл в один и тот же сценарий Civilization II в течение десяти лет. К моменту выхода третьей части я уже был в далёком будущем, но мне стало интересно, как долго я смогу продержаться и какие времена увидеть. Не подумайте, я играл и в другие игры, у меня есть личная жизнь и всё такое. Но время от времени, когда выдавалась свободная минутка и было нечем заняться, я запускал игру и продолжал играть. Результаты следующие:
- Мир превратился в обитель разрушения и страданий.
- К 3991 году осталось всего три сверхдержавы (Кельты, Викинги и Американцы), которые примерно поровну поделили все ресурсы, оставшиеся после нескольких десятков военных конфликтов, превративших большую часть поверхности в непригодные для жизни радиоактивные пустоши. Все другие нации давно были поглощены тремя империями.
- Ледники за время этих конфликтов таяли по меньшей мере раз двадцать, так что все земли, не занятые холмами и горами, превратились в болота, непригодные для сельского хозяйства. Впрочем, они всё равно заражены.
- В результате, большие города ушли в далёкое прошлое. 90% населения, пик численности которого пришёлся на 2000 год, вымерло от радиоактивного заражения или глобального потепления, не оставившего ни одного пригодного для выращивания пищи клочка земли. Инженеры (рабочие на поздних этапах игры) заняты исключительно строительством дорог, чтобы новые армии могли достигнуть фронта. Дороги разрушаются на следующий же ход, поэтому у меня не хватает времени очистить землю от заражения.
- Вы слышали о Столетней войне? Попробуйте войну длительностью 1700 лет. Три оставшиеся державы зажаты в тисках непрекращающегося почти два тысячелетия конфликта. Мир представляется невозможным: как только подписывается мирный договор, Викинги атакуют Кельтов или Американцев, зачастую используя ядерное оружие. Войска участвуют в конфликте, даже если это миротворческие силы ООН. Единственный способ прекратить войну — уничтожить конкурентов.
- Из-за систем ПВО баллистические ракеты используются только против войск за пределами городов, хотя осталась возможность засылать в города шпионов с ядерными фугасами. Это ведёт к моментальному объявлению войны, что уже неважно, ведь война идёт постоянно.
- Остались только два государственных строя: две теократии и мой коммунизм. Я хотел сохранить демократию, но сенат постоянно запрещал мне объявлять войну прежде, чем это сделают Викинги. Это давало им фору в один ход и рушило мои планы, а любые договоры по прекращению огня Викинги нарушали на следующий же ход. Я вынужден был отказаться от демократии около тысячи лет назад, так как она сдерживала рост моей империи. Разумеется, население ненавидит меня, и каждые несколько ходов в центре империи возникают отряды повстанцев, из-за которых приходится оттягивать ресурсы с фронта.
- На фронте же установилось абсолютное равновесие. Ситуация в мире идеально отбалансирована, ресурсы поделены поровну, а все технологии давно исследованы, так что ни одна из сторон не может получить преимущество. На карте столько юнитов, что потеря, скажем, 20 танков никак не скажется на ваших войсках, ведь к фронту течёт постоянный поток подкреплений. Это значит, что города не только полны голодающими людьми, но и вынуждены постоянно производить армии. "Вам нужно зернохранилище, потому что вы голодаете? Увы, но мне нужен ещё один танк. Может, в другой раз".
Я собираюсь попытаться закончить войну и с помощью инженеров очистить загрязнение, вернув возможность выращивать пищу. Я собираюсь возродить мир».
Согласитесь, картина перед глазами встаёт кошмарная. А главное — есть над чем задуматься. Надеюсь, если вы решите продолжать один сценарий столько лет, ваша держава придёт к более счастливому концу. До встречи на страницах истории!