«Зло исцеляют противоположным.»
© Вольтер.
На протяжении длительного времени друг за другом выходят рпг, важная составляющая которых (Role-Play) мало чем отличается друг от друга. Везде мы герои, везде мы спасаем мир, везде мы избранные, везде мы объединяем людей вокруг своей личности и даем победный бой нависшей угрозе. Сегодняшняя гостья обещала быть из другого теста. Зло в лице злобного владыки с бесчисленной армией завоевало мир, а я — ферзь в его шахматной игре. Подчиненный владыки, но владыка подчиненных. Я судья над судьбами поверженных. В моих руках большая власть, распоряжаться которой я могу так, как пожелает корыстный разум. Подобными обещаниями игра привлекла мое внимание. Потратив на игру полных два дня, я с уверенностью говорю, что она оправдала ожидания. Частично. И вот об этом «частично» я хочу рассказать. (ВНИМАНИЕ! Предоставленная информация может оказаться спойлером! На свой риск! [прим. ред.])
Подчиненный владыки
В этой роли мы выступаем в начале. После выбора предыстории нас отправляют принимать непосредственное участие в последней кампании темного владыки. Благодаря нашим усилиям последний оплот сопротивления повержен и весь мир склоняет голову перед захватчиком. Но он не становится в одночасье мирным и процветающим местом. В освобожденном от врагов мире бывшие союзники оказываются без четкой цели. Вместо того, чтобы разить разгоревшееся сопротивление, они обращают гнев друг на друга, поставив с таким трудом приобретенный успех на грань краха и угрозы гражданской войны. В таких условиях владыка посылает нас разбираться с проблемами. Игра началась. С этого момента мы предоставлены сами себе, но полной свободой станем обладать тогда, когда исполним наказ владыки.
Постоянная грызня между армиями представляет собой серьезное препятствие на пути к цели. Роль судьи мы примеряем с первых шагов и пытаемся на время объединить враждующих союзников. И уже на этом, первом этапе, сразу проявляются плюсы и минусы этой игры. Я привык, что если не буду вставать ни на чью сторону и предлагать компромисс, а перед этим ещё обругаю обе стороны, то все будет сладко да гладко. И игра сразу же бьет поддых таким людям, как я. Далеко не всегда можно прийти к компромиссу. Далеко не всегда можно остаться в нейтральной стороне конфликта. Ты попал в суровый мир, сынок, так что изволь делать выбор и не пытаться быть миротворцем. Схитрить не получится, а накапливавшийся годами конфликт не решить парой пафосных фраз. Это плюс.
А теперь минус. Я пытался усидеть на двух стульях, но в частые моменты выбора удовлетворял одну из сторон, исходя из простой логики. Зачем армии, состоящей из необученной орды пушечного мяса, великолепное оружие, когда его можно отдать элитным воинам? И такие моменты часто всплывают в диалогах с неписями, которые либо хвалят наше решение, либо наоборот, ставят под сомнение. Приятно, что помнят. Но когда дело доходит до значимого выбора, когда в зависимости от решения одна сторона будет тебя люто ненавидеть, а другая восхвалять, вот в такие моменты твои предыдущие заслуги забываются.
Да, это все можно тоже объяснить с точки зрения здравого смысла: что подаренное тобой элитное оружие (один из примеров) никак не равноценно открытому заявлению в симпатии вражеской стороне, но тогда зачем была попытка дать возможность балансировать между сторонами, если все равно скатится к одному? Палка о двух концах. Тут тебе и суровая реальность, с которой сложно поспорить, и недоумение от быстрого забывания твоих заслуг, что в условиях виртуального мира непростительно. Раздражает.
Подчиненный подчиненных
Первый серьезный выбор сделан. Ты, волей случая, в авангарде одной из враждующих сторон. Ты был орудием владыки, несущим его слово. Теперь принимаешь участие в гражданской войне, приняв одну из сторон. И хотя формально ты напрямую подчиняешься только темному властелину, обстоятельства, построенные манипуляторским умом архонтов, превращают тебя из ферзя в пешку, за чей счет они продвигаются в этой игре престолов.
В мире простых смертных ты, несомненно, важная фигура, решающая их проблемы, но в мире алчных властителей ты не занимаешь даже табуретки за столом интриг. Если говорить более простым языком, то на этом этапе свою власть можно почувствовать только во время выполнения побочных заданий. Здесь есть где разгуляться. А вот в основной сюжетной линии твой зад используют как хотят.
Но даже на этом этапе игра дает нам право разорвать замкнутый круг использования твой пятой точки и бросить вызов своим союзникам. И этих возможностей предоставляется сразу несколько в разные моменты времени. Игра дает тебе понять, что у тебя действительно есть возможность все повернуть в свою сторону, но стоит ли это делать сейчас, когда у тебя нет ни сил, ни влиятельных союзников?
Следуя законам логики, я игнорировал такие возможности, не нападая на своего сюзерена и набирая влияние в предоставленной мне фракции, лелея возможность вонзить нож в спину своих угнетателей. Однако, один раз я все-таки не удержался и решил попробовать бросить вызов своему боссу (не темному владыке, до него ещё шагать и шагать). И, что меня обрадовало, я был быстро и публично поставлен на место. Я был недостаточно силен и ничего из себя не представлял, за что чуть не поплатился. Мелочь, а приятно.
Владыка подчиненных
Последний, третий этап. На протяжении игры вы набираете силу, власть, знания и тайны, которые помогут вам в вашей нелегкой борьбе. Вы сильны и могущественны, но все ещё находитесь на задворках власти. По иронии судьбы, в момент расцвета вашего влияния, когда вы встаете на равных среди остальных игроков, становитесь одним из сильнейших архонтов, темный владыка, посмотрев со стороны на сложившуюся ситуацию, решает объявить закон. Должен остаться лишь один архонт, который и будет править завоеванными землями. Остальные должны либо подчиниться, либо умереть.
Патовая ситуация. Все против всех. Этот этап самый интересный, ибо является кульминацией ваших стараний на предыдущих этапах. Все ваше влияние во фракциях, все ваши поступки, все то, чего вы добились в прошлом, все это аукнется вам в настоящем. Начинается борьба не на жизнь, а на смерть. Ваша цель не выжить, а подчинить себе всех и вся.
Игра раскрывается с новой стороны. Я не стал хвататься за голову, ужасаясь от убийственной логики виртуального мира, как это обычно бывает. Четко и логично. Поступал по совести на протяжении игры и судил подчиненных следуя из справедливых мотивов? +1 подчинившейся вашей власти архонт. Постоянно бросал вызов судьбе, ведя себя слишком властно, словно зарвавшийся младенец? -1 архонт. Лелеял на протяжении всей игры мечту вонзить нож в спину угнетателю? Теперь ты имеешь достаточно сил и прав, чтобы это сделать, узурпировав власть над армией.
Теперь в ваших руках армия, закон, магия и союзники. Пора бросить вызов оставшимся и объявить себя истинным властителем этих земель. Мое эго трепетало от таких возможностей. Безграничная власть, подчиненные и запретные знания. Что ещё нужно для состоявшегося злодея? И теперь наступает главный момент, к которому ты шел все это время. Ты бросаешь вызов тому, с кого все это и начиналось. Тому, кто завоевал весь мир и подчинил своей воле. Теперь он должен подчиняться тебе. Теперь ты — владыка.
Кульминация
И в этот момент, когда удовольствие от игры достигает своего пика, игра опрокидывает тебя. При чем опрокидывает не с точки зрения сюжета. Тебя не побеждают, не ставят на место. Вовсе нет. Вы бросаете вызов владыке и… конец. Наступает конец с текстовыми окошками, которые повествуют о будущем. Да, прямо как DA:O. Но если в Dragon Age это было оправдано, ибо на рассказанной нам истории поставлена четкая точка, то в случае с Tyranny это абсолютно плюющий в злодейскую душу шаг.
Но как же так, ведь не так давно, описывая свои впечатления от DE:MD, я расписал такой шаг как логичный и правильный, а теперь называю его варварским? Лицемерие с моей стороны? Вовсе нет. Если вспоминать Deus Ex, то я точно знаю, что история этой игры будет продолжена. А что же в случае с нашей гостьей? Здесь сразу два момента, заставляющие меня плеваться от такого поступка разработчиков.
Первое: я не знаю, стоит ли ждать продолжения или разработчики поставят незамысловатую точку, заставив нас продумывать финал? Это первая часть предполагаемой серии. Не вторая и не третья. Так что будет ли этот мир серией — вопрос. Авторы вправе как поставить точку, заставив нас придумывать финал истории, так и продолжить её в новой части или и вовсе рассказать новую историю в старом мире. Все слишком неопределенно для того, чтобы так резко обрывать игру.
Второе: все шло к тому, что мы бросим вызов самому могущественному созданию в мире. Ближе к концу у меня было множество теорий, вплоть до того, что мы и есть владыка. Много теорий. Но все кануло в небытие с финалом. Владыка — это владыка. Я — это я. Никакой таинственной и интересной развязки. Мы бросаем вызов сюзерену, а текстовые вставки в финале говорят о очевидном, что мы — мятежный владыка, объявили войну истинному владыке. На фоне этого вставки о судьбе компаньонов выглядят нелепо, будто я рядовой серый страж, а не второй человек в этом мире.
Итог
Tyranny – свежий глоток в жанре. Игра дарит новые ощущения и ублажает алчные наклонности, которые есть в каждом человеке. В этой игре интересно расти, распоряжаясь судьбами людей. На протяжении всего обзора я ни разу не упомянул геймплейной составляющей игры. Эту часть я оставлю вам, читатели. Когда я включил игру, мне было наплевать на способ убийства своих врагов и как я буду получать новый уровень.
Я зашел в эту игру, дабы потешить алчную часть себя и я это сделал. Скомканный финал подпортил впечатление от игры, но все, что было до него, вся эта комбинация роста на политической лестнице путем интриг и завоеваний… Это доставляем море впечатлений. Купите эту игру, сыграйте в эту игру, поделитесь мнением о этой игре. А на этом я заканчиваю внутренний монолог.
P.S. Весь текст выражает сугубо субъективную точку зрения автора и не может рассматриваться как однозначная истина.