Сколько существуют игры вообще, столько существуют игры на космическую тему, которая будоражит человечество всю его историю, а не только в момент рывка технического прогресса, стартовавшего в конце девятнадцатого века и развернувшегося во всю ширь в веке двадцатом. Манящее пространство ночного неба веками порождало легенды и фантазии, некоторые из которых ныне получают воплощение в играх. Превалируют, как мне кажется, две главные темы: исследование и опасность, сопряженные, соответственно, с интересом и страхом. Остальное отталкивается от этого.
Из этого рождаются фантастические миры и создания, фантастические истории и сюжеты, как будто вселенная одним своим размером и бесчисленностью миров подразумевает наличие в ней всего чего угодно — от классичесого Бога-абсолюта до чуждых форм жизни, от макаронного монстра до мегацивилизаций.
(Здесь я так же скажу пару слов относительно сюжета той же МЕ. Знаете, я эгоистично предпочел бы видеть в истории вселенной ME настоящую историю космонавтики, а не мишурную подделку под вымышленную параллельную вселенную. Не потому, что у меня какая-то национальная гордость страдает, а потому что у отношений человечества с космосом сложная история, и она достойна уважения. Выход человека в космос — шаг титанического масштаба, и это непризнание просто недостойно для самой игры, лишая ее связи с реальностью, какой-то прочной опоры. Впрочем, это только мое личное мнение, так как у разработчиков, несомненно, есть свое право на трактовки. - Прим. ред.)
О космических играх можно говорить долго, их немало. Начиная свою геймерскую карьеру, я играл в Wing Commander, признанный эталоном симулятора, вошедший в топ-100 фантастических игр и названный «главным кинотриумфом игровой индустрии 90-х» за кинематографические врезки, очень украшающие серию игр. Этот сериал стартовал в 1990 году, а последняя игра вышла в 2012. А продолжая оную карьеру уже в 2017 году, я играю в свежий Mass Effect, и между этими годами были Halo, StarCraft (попытка), Star Wars: Knights of the Old Republic, Dead Space и другие, менее запоминающиеся или достойные проекты, а так же пропущенные мной космосим Freelancer, могучая EVE Online, X3: Reunion, Космические рейнджеры и Паркан, RPG Precursors, где люди выступили в роли пришельцев, захватывающих миры, и многие-многие другие игры.
Захват и освоение (колонизация) новых миров, стратегические действия, позволяющие расширять свое влияние во вселенной. Боевая составляющая: фантастические броня и оружие, бои с использованием имплантов или технологий и способностей иных рас, бесконечные технологические возможности для завоеваний и побед. Симуляция пилотирования и новой экономики, основанной, как правило, на добыче ресурсов и технологий. Исследования в новых мирах. Таков список развлечений и фишек покорителей космоса. Ничего не меняется: процессы те же, что и при открытии и захвате новых континентов на самой Земле. История повторяется, и повторяется, и повторяется.
Отдельная песня — внешний вид планет и их обитателей. Если ранняя научная фантастика хотя бы немного была научной, то потом все заполонили казуальные представления, сочетающие в себе глюки от кактусов и хтонические страхи либо просто наборы плодов воображения, пошедшего вразнос мимо всех законов физики и биологии, либо напротив антропоморфные представления об инопланетянах и антропоцентрические обо всем прочем.
Хочешь сделать инопланетные камни? Ну пусть они левитируют не пойми из-за чего! Хочешь сделать инопланетные грибы? Пусть они будут большими и светиться. Но и камни и грибы будут узнаваемы. Добавь лягушке рога и шесть глаз - будет космолягушка. Ничего страшного, что лягушка, рога и глаза обычные, мозг все равно все создает из сочетания того, что он уже знает, как многие слова в немецком языке. Все, что мы в результате видим, лишь проекция изученной нами реальности, перекрашенная и левитирующая.
ME: Andromeda в этом смысле — сборник стеретипных развлечений в космосе. Но я предлагаю сейчас закончить занудное обсуждение того, что и так изрядно пожевано, и перейти к интригующей реальности. Полагаю, предмет «ксенобиология» появится еще не скоро, да и на порядочное растояние от Земли люди улетят не завтра. Какие же на самом деле проблемы и тайны ждут людей в космосе и что нас ждет в реальной туманности Андромеды?
1. Расстояния. Сейчас фантастика остается фантастикой из-за немыслимых расстояний во Вселенной. Настолько огромных, что они измеряются специальными величинами. Световой год, расстояние, которое свет преодолевает за год, равно ≈ 9,46 · 1012 км! Галактика туманность Андромеды, ближайшая к нам, находится от нас в 2,5 млн световых лет. Диаметр Млечного Пути — 100 000 этих самых лет, а до ближайшей звезды — 4,4 световых года. Что это значит? Что даже если материи каким-то немыслимым образом удастся достичь скорости света, то даже до ближайшей звезды все равно придется тащиться 4,4 года.
Но самое главное, как живой организм, спящий или нет, в барокамере или нет, переживает такую скорость? Особенно разгон до нее, когда масса вещества становится невероятной? (Это в ME как раз изящно обошли самим МЕ). И что будет, если на сверхскорости корабль столкнется с малейшей мусоринкой? Такие проблемы поднимал еще Станислав Лем в своем знаменитом «Магеллановом облаке». Кроме всего прочего, объем топлива и возможность маневрирования тоже не последняя задача.
Фантасты обходят эту проблему, изобретая подпространство, так называемые червоточины или кротовые норы (искривления пространства-времени), эффект массы и даже сжатия пространства, позволяющие как бы минимизировать расстояние между двумя координатами, обходя физическое расстояние. Изобретаются новые виды энергии, телепортация и разные другие подобные вещи. Возможно ли это на самом деле, неизвестно и известно будет не скоро.
И по той же причине даже если в соседних галактиках есть цивилизации, мы рискуем никогда их не встретить, так как возможно, они тоже не смогут в итоге обойти законы простейшей физики и найти какие-нибудь читы.
2. Радиация и невесомость. Самый, пожалуй, негативный биофактор из известных — космические лучи. На планете при помощи плотной атмосферы и сильного магнитного поля мы защищены от влияния жесткого излучения, но на космическом корабле картина совершенно иная. Атмосфера Земли защищает от радиации подобно 80-сантиметровому слою свинца, самого «вязкого» из-за своей плотности материала, успешно задерживающего опасные потоки частиц. На хорошо изученной низкой орбите Земли, где находится МКС, оценки уровня излучения сильно разнятся, но все же уровень облучения на станции гораздо ниже, чем в открытом космосе. В других же галактиках или системах возле более мощных звезд излучения, возможно, имеют такую интенсивность, что защититься от них будет сверхсложно.
Однако, это не означает, что перемещения по крайней мере в Солнечной системе смертельно опасны на 100%. По сути, необходимо решить проблему изоляции, которая неутяжелила бы корбль до критических значений, при которых его будет сложно вывести на орбиту, взяв при этом необходимое количество груза. По мнению некоторых, мощные ядерные двигатели решили бы эту проблему, другие хотели бы найти новый материал для противорадиационной изоляции, столь же надежный, как тот же свинец. А еще можно строить и снаряжать корабли на орбите, откуда улетать проще, чем с планеты, но это пока совсем запредельные мечты.
Невесомость же представляет из себя проблему на корабле, на планетах и спутниках влияние этого фактора будет все-таки снижаться имеющимся там притяжением. Все это более решаемо, чем расстояние.
3. Вероятная агрессивность окружающего пространства и психологические проблемы. Химические и физические свойства, делающие вообще невозможными существование людей хотя бы где-нибудь, кроме Земли, вне искусственных условий, и неидеальность этих самых условий. Запертость на тесном корабле в неменяющиейся компании или напротив, одиночество, невозможность сделать простейшие вещи — искупаться в море, пройтись босиком по траве, сенсорная депривация, влияние на разум самых разных факторов, невозможность даже поикинуть замкнутое защищенное пространство — все это представляет из себя огромную проблему, которая до сих пор не слишом изучена. Психиатрия отнюдь не является древней наукой, а мозг — невероятно тонкий инструмент.
И может быть, скафандр, в котором вы шагнете на поверхность чуждой планеты с иным притяжением и атмосферой, не решит проблемы, но покажется тюрьмой? Неизвестно.
4. Неведомое и неизвестное. Самый интересный пункт: ведь мы очень мало знаем об окружающем нас Космосе. Вот несколько загадок, которые таятся во Вселенной:
— Темная материя. Таинственная форма материи, не имеющая элетромагнитного излучения и не взаимодействущая с ним, из-за чего ее нельзя увидеть, но существуют некоторые косвенные признаки ее существования. К выводу, что большая часть вещества в космосе невидима, пришли еще в 1922 году, но до сих пор так и не сумели изучить загадочное явление. Туманность Андромеды тут опять оказалась одной из самых загадочных: скорость вращения звезд вокруг ее центра с удалением от нее не уменьшалась обратно пропорционально, а оставалась постоянной. Это могло означать, что галактика на всём своём протяжении содержит значительную массу невидимого вещества. Что это такое, как оно влияет, как взаимодействует — науке неизвестно, есть только разные гипотезы.
— С электромагнитным излучением связаны самые разные феномены, возможно, например, космический рев. Как он возникает и что его на деле издает, тоже неизвестно, так как явление было зарегистрировано только в 2006 году при попытке изучения молодых звезд. Этот шум в глубоком космосе был очень сильным, в несколько раз сильнее всего, что фиксировали ранее. А вот так «звучат» планеты Солнечной системы и их спутники и образования:
https://www.youtube.com/watch?v=-MmWeZHsQzs
— Неизученные и неизвестные формы жизни. Фильмы ужасов и хоррор-игры про космос эксплуатируют нашу ксенофобию: чуждые, нечеловеческие формы жизни так и норовят пообедать людьми. На самом деле, шанс столкнуться с подобным крайне мал. Но что, если астероиды и пробы с иных планет принесут с собой ничего не подозревающим людям новые проблемы в виде вирусов и бактерий? Некоторые ученые склоняются в пользу теории панспермии: что жизнь была занесена на планету извне вместе с осколками далеких миров: метеоритами и астероидами.
В 2013 году французские ученые обнаружили так называемый пандоравирус, лишь 6% его генов схожи с генами других существ Земли. Пока что этот вирус размером почти в 10 раз более земных найден лишь в двух местах и опасен только для амеб. Но откуда он взялся? Ученые полагают, что пришельца могло занести из космоса. Если это так, сколько же тут других его товарищей? Например, в космической пыли были обнаружены следы организмов, похожих на прионы: возбудители коровьего бешенства.
Но самое ужасное, что обычные земные микроорганизмы в космосе под влиянием невесомости и излучения могут мутировать до безобразия и принести нам немало неприятностей. Это факт: В 2006 году на борту космического шаттла STS-115 в порядке эксперимента вырастили бактерии сальмонеллы. На выходе получился сущий хоррор: мутации в 167 генах с изменениями в производстве 73 белков сделали микроб куда более беспощадным относительно изначальной формы.
Сэр Фред Хойл, британский астроном, предположил, что уникальный грипп под названием «испанка» был доставлен к Земле в останках ледяного хвоста кометы в замороженном виде, а во время усиления солнечной активности попал на планету. Страшный вирус Эбола, приводящий к мучительной смерти, тоже подозревают в космическом происхождении. Слишком агрессивный по сравнению с настоящими землянами вирус мог попасть на планету с астероидами еще миллионы лет назад. То же происхождение приписывают вирусу Зика: он быстро мутирует из-за способности поглощать чужие ДНК, приспосабливаясь, и вполне мог «заглотить» несколько пришельцев, постоянно попадающих в среду из космоса с самыми разным космическим мусором.
— Виртуальность вселенной. Мы тут с вами сидим, мучаемся загадками, а на самом деле все кругом — голограмма, программа, баги, а мы с вами NPC в виртуальном мире и никакого глубокого космоса-то и нет (он воспроизведен на сфере Дайсона). Последнее время эта тема все больше эксплуатируется СМИ, но реальность такова, что это вполне может оказаться правдой (а все религии — рассказ о кодерах). Каков шанс, что мы это узнаем, и что с этим делать? Вопрос открыт.
А вы хотели бы по-настоящему слетать на другую планету, чтобы это было просто, как в игре? Пилотировать корабль, посмотреть на иной мир? И что бы вас озадачило и напугало? Что-то мне не хочется быть NPC, но если программисты заложили в нас способность когда-нибудь все таки слетать в туманность Андромеды, why not? Что вы скажете, если однажды человечество поймет, что оно - искуственный интеллект?