Читая материалы последних дней, выходящие в разных журналах, мы не могли отделаться от мысли, что в каком-то плане девелоперы подошли к технологическому тупику. Разумеется, это по большей части относится к играм класса ААА и ААА+, которые обязаны быть флагманами. Но если таковы флагманы, каков флот? Давайте рассмотрим несколько примеров, которые можно считать этим самым флотом. Не надают ли они пинков собственным предполагаемым вождям?
Графика. Урок Horizon Zero Dawn — Рождение гиперреализма
(Отличная статья: кажется, мы наблюдаем появление нового термина: BBC-реализм — прим. ред.) В 2017 году на консолях Sony PlayStation 4 вышел очередной эксклюзив — экшен с ролевыми элементами под названием Horizon Zero Dawn. Игра рассказывает нам о новом витке эволюции — первобытном обществе, возникшем на руинах уничтоженной цивилизации Предтечей (по факту — нашей цивилизации). Виновниками всемирного холокоста стали обезумевшие роботы (привет «Терминатору»!), с которыми много лет спустя приходится сражаться и нашим далёким потомкам. Сражаться копьём и стрелой, выискивая уязвимые места в сложной конструкции механических врагов.
Игра отличается нетривиальным сюжетом, динамичной боевой системой и неплохо проработанным открытым миром (увы, квестов «подай-принеси» в ней тоже достаточно). Но главной жемчужиной Horizon Zero Dawn по праву можно считать графику. В чудесных пейзажах прорисована каждая травинка, а изломом закатных гор хочется любоваться вновь и вновь. Персонажи скупо анимированные, но до того детальные, что выглядят словно живые.
По словам разработчиков, они вдохновлялись просмотром документальных фильмов канала BBC, на основе которых и были созданы концепты виртуальной природы. Эти концепты получили рабочие название «гиперреализм»: в них запечатлены не всегда реалистичные, но всегда самые яркие и душещипательные визуальные эффекты, возникшие благодаря идеальному состоянию природы, идеальному времени суток, а также идеальным освещению, облачности и погоде. Работу над подобными эффектами можно сравнить с работой над настоящим фильмом — некоторые сцены на свою отладку заняли недели! А кадры, которые не дотягивали до уровня самых лучших и реалистичных, просто удалялись.
Тем не менее, природные эффекты в игре все же можно назвать нереальными, поскольку они строго прописаны. Снег и туман не появятся случайно — они появятся ровно в тот момент, когда будут наиболее выгодно сочетаться с освещением, пейзажем вокруг и временем суток. Причём, в отличие от поселений, размещённых дизайнерами вручную на карте, ландшафт открытого мира генерируется при помощи специального редактора, что значительно ускорило работу над игрой.
После просмотра многочисленных скриншотов и видео хочется сказать, что разработчики своей цели достигли. У Horizon Zero Dawn есть свои недостатки, но графики они ни в коей мере не касаются. Прекрасные виды действительно поражают детализацией и эффектами.
Анимация. Урок Uncharted 4 и The Witcher 3 — Почему Bioware не справились?
На фоне патча 1.5, призванного, кроме прочего, исправить некоторые баги с анимацией в Андромеде, уместно будет поговорить о более удачных примерах. Размышляя об анимации во время игры в Андромеду, журналист Kotaku поневоле вспомнил Ведьмака.
«Когда во время игры мне пришли на ум разговоры из The Witcher 3, я начал понимать, насколько мельчайшие штрихи на лице, демонстрирующие личное отношение, или жест персонажа, могут оживить мир и создать эффект присутствия для игрока».
Подергивание губ Йеннифер во время серьезного разговора с Геральтом, то, как Кровавый барон в разговоре промахивается дважды кинжалом мимо ножен, выдавая свои чувства, Ольгерд фон Эверек, который после своего спасения выдает свое горе и отчаяние выражением лица — множество деталей подчеркивает характер слов и отношение персонажа к происходящему. Таких примеров в игре хоть отбавляй, можно сделать видео о каждом.
«Я многое люблю в Mass Effect: Andromeda, игре, которая, невзирая на кучу недостатков, нравится мне больше и больше, но во всем, что касается продуманности и сделанной с вниманием и любовью анимации персонажей, до The Witcher 3 ей очень далеко».
Джонатан Купер, аниматор Uncharted 4, поделился своими соображениями по поводу того, почему же новую Mass Effect постигла такая техническая неудача. Uncharted 4: A Thief’s End — экшн-адвенчура с видом от третьего лица, завершающая серию игр о Натане Дрейке. Uncharted 4 стала Игрой года во мноих рейтингах разных изданий, от Метакритика в 2016 до Game Developers Choice Awards в 2017, в том числе за лучшие технологии. Платформа игры — Sony PlayStation 4
Вы спросите, что в этой игре с анимацией? Да все в порядке. Главный герой совершает акробатические трюки, может передвигаться по пересеченной местности и скалам, цепляясь за выступы, хватаясь за веревки, забрасывая крюк, прыгая. Он пользуется транспортом и множеством видом оружия. И это неудивительно, жанр обязывает.
«Нельзя сравнивать такую игру как Uncharted 4, с RPG, где контента для общения в разы больше и подход к анимации должен быть намного серьезнее. Встречи и беседы в Uncharted — наперечет, поэтому каждая из них отточена до предела. В RPG же приходится идти на компромисс между качеством и количеством. В Mass Effect 1 было 8 часов лицевой анимации общим счетом, а в Horizon Zero Dawn — около 15. Аппетиты игроков растут.
Что это за процесс? Дизайнеры (не аниматоры) сводят сырые материалы анимации в пулы, как диджеи сводят треки из сэмплов. Инструменты обеспечивают быстрый доступ и комплектацию из базовых анимаций. Вот так все это выглядит для DA3 в Frostbite cinematic conversation tool:
Поскольку не каждая сцена обязательно состоится, их разделяют на уровни по степени важности и вероятности. До сцен с низкой важностью и вероятностью в процессе ручной обработки могут даже не доходить, там все закрывается генерированным с неким средним качеством материалом. В Mass Effect 1–3 движения тела во время разговора были предустановлены, так же как движения головы, а шевеление губ обеспечивалось при помощи lip-sync (та же технология, что в Oblivion и Skyrim — прим. ред.). В Ведьмаке 3 к этому набору были добавлены и случайные жесты, которые добавляли разнообразия.
Похоже, в Андромеде базовые алгоритмы, на которых основаны более сложные движения, оказались некачественными, отчего и возникла ситуация 'My face is tired', ставшая мемом, в которой не происходит ничего, кроме шевеления губ. Скорее всего, это результат того, что разработчики планировали обработать все необходимое вручную. Но пятилетний цикл разработки доказал, что они недооценили объем и сложность этой задачи. (Все это усугубляется тем, что мы живем в эпоху share buttons и youtube, и неизбежно самое низкое качество станет достоянием самой широкой аудитории).
Если бы я сейчас разрабатывал систему бесед, я бы стремился к последовательности действий, основанной на быстром и доступном захвате движений и поз лица и тела, а не алгоритмах. Хотя этот метод эффективен не на 100%, лучшие сцены Horizon Zero Dawn стали такими из-за использования лицевого мокапа.
Единственный положительный момент, который может возникнуть из всего этого, заключается в том, что девелоперы, работающие с AAA, больше не могут сэкономить на качестве анимации, сделав это все системным подходом. Аудитория стала более проницательной, что усложняет нашу работу, но добавляет качество анимации (и аниматоров) в обязательные требования».
В свою очередь, Лайам Робертсон, известный на YouTube, как Game History Guy, «Историк игр», предполагает, что низкое качество анимации обусловлено аутсорсингом. По его словам, видеоблогер недавно пообщался с несколькими сотрудниками BioWare, которые рассказали, что компания искала внешние студии для создания анимации лица для Mass Effect: Andromeda. Повторяя мысли многих поклонников, историк задается вопросом: «Почему в огромной сложной игре вроде этой, с многомиллионным бюджетом, к персонажам и анимации отнеслись без должного внимания?»
По информации Робертсона, BioWare слишком увлеклись технологией Cyberscan для анимации персонажей в игре, далеко не все реузльтаты которой были затем обработаны вручную, как следовало сделать. Сотрудники якобы признавались ему, что большинство работы с персонажной анимацией было передано сторонним студиям. Сама BioWare, мол, занималась только статиками, кораблями, транспортом, броней, роботами и некоторыми инопланетянами. По слухам, к этой работе причастна EA Bucharest в Румынии, работа которой целиком обходится дешевле, чем работа даже одного маститого художника из Лос-Анджелеса.
Возможно, это просто слухи или попытки все свалить на бедных румын, чтобы прикрыть свои огрехи фиговым листочком и найти крайнего? Но в любом случае. результат налицо. На «усталое лицо».
Производительность. Урок MMO и приставок.
Одна за другой: Dragon Age 3, Fallout 4, Mass Effest: Andromeda… Неоправданно тяжелые. Неоправданно сырые. Неоправданно лагающие. Заставят ли эти монстры игроков покупать топовое железо? Есть ли там действительно настоящие чудеса, которые должны требовать до 16 ГБ памяти? Правда ли, что картинка шикарна, как кино, а от происходящего невозможно оторвать глаз? Нет, неправда. Просто неправда. Бессмысленно гигантские системные требования стали настоящим бичом.
Посмотрите на игры, которые мы приводили в качестве примеров в самом начале. Две из них приставочные игры. И они хороши. Очень хороши. Тут нечего сказать: владея приставкой, ты не зависишь от маленькой штучки в своем уже и так непомерно дорогом компьютере. Надо ли бежать за видеокартой в два раза дороже приставки?
Или, быть может, производители ААА поучатся хитростям у производителей ММО? Хорошо, ваша картинка должна быть лучше ММО, но может быть, стоит шевелиться, когда общедоступные онлайн-игры хорошеют и хорошеют, не требуя подобных вложений? Быть может, стоит потратить деньги на это, а не на рекламу. Когда персонаж и окружение, а тем более анимация в условно-бесплатной Black Desert местами симпатичнее, чем в распиаренных крутых однопользовательских играх, это вызывает недоумение. Когда TESO с его отличным освещением, водой, текстурами, красотой локаций выглядит едва ли хуже DA 3 на своем модифицированном Hero Engine — это вызывает недоумение. У студий нет денег на оптимизацию? Нечего даже говорить об Archeage или приставочной Destiny. Притом, что некоторые онлайн-игры делались на том же Cry engine или Unreal, которые не особо взлетели для однопользовательских ААА-тайтлов. (На скриншоте - Black Desert).
Мы намеренно не стали углубляться в обсуждение сюжета и тому подобных эмпирей, это тема для отдельного разговора, вне технического контекста. Но аниматор из Naughty Dogs прав: сейчас наступает время, когда все недостатки и недочеты будут вывернуты на публику, и спрятаться от вопросов покупателей будет невозможно. И этот звучит особенно громко: почему мы должны покупать топовое железо ради игр, в которых с виду нет ничего нового и революционного, что стоило бы таких средств? Как того стоили игры до определенного времени, когда мы видели развитие, за которое стоило платить. Прислушаются ли девелоперы игр для PC к гласу народа — время покажет.
RZ и Фолси
PS: Интересно, а мысли о приставке на фоне последних событий вас посещали? Рассматриваете ли вы современные ММО как альтернативу обычным играм?