Субботняя публикация по заведенному порядку принадлежит лучшим инди-играм, и сегодня мы познакомим вас с прекрасной What Remains of Edith Finch.
«Дом должен был продолжать существовать, иначе нельзя. Обязательно где-то должно быть место с крепкими стенами и раз навсегда заведенным порядком»
Маргарет Астрид Линдхольм
Есть такие проекты, которые расценивать как игры в широком смысле не получается. Например, геймплей там слишком примитивный или вообще как таковой отсутствует. И чаще всего суть таких игр — подача сюжета, акцент на размышлениях, воспоминаниях и окружающем мире, как части героев или определенных событий. Сюда входят и так называемые «симуляторы ходьбы». Но так ли это важно?
Конечно, подобные проекты не для всех, прежде всего, именно для ценителей неспешных глубоких историй, а таковых в игре, о которой сегодня пойдет речь, достаточно. Думаю, что правильнее их относить к игровому кино или визуальной книге. Лично мне такие игры очень нравятся. Firewatch, Dear Esther, Vanishing of Ethan Carter, а теперь еще и What Remains of Edith Finch — истории о людях, о судьбах, о мечтах и стремлениях. Глубокие и правдивые, грустные и по своему красивые.
Главная героиня What Remains of Edith Finch — девушка по имени Эдит Финч. После смерти матери она получила в наследство фамильный дом Финчей, откуда она когда-то давно уехала. Сейчас остались лишь ключ от дома в миниатюрной ладошке и тяжелое чувство на душе. Как же давно она не была здесь. Сам дом, громоздкий и многоэтажный, с причудливыми застройками и башенками на крыше, скрыт красивым лесом, где гуляют одинокие олени и щебечут птицы. Не одно поколение Финчей прожило свои короткие жизни в этом тихом уголке мира, на красивом острове вдали от цивилизации. К сожалению, над ними завис страшный рок, уносящий членов семьи из жизни слишком рано, что мы можем увидеть в самом начале игры в генеалогическом древе нашей героини, которое она составляет в своем дневнике. Эдит приехала сюда, чтобы разобраться и узнать как можно больше о своих дедушках и бабушках, которых даже не видела.
Дом встречает нас не жуткими тенями, не густой пылью и даже не паутиной в углах. Как раз наоборот. Огромный и просторный дом выглядит покинутым совсем недавно. Дух его жителей все еще обитает в этих обклеенных красивыми обоями стенах, оставленных и забытых вещах, фотографиях в рамках и многочисленных книгах. Его комнаты - уникальные экспонаты причудливого музея памяти. И хотя их двери намертво заперты, за каждой осталась частица прежнего владельца, комнаты сохранились именно с теми предметами, мебелью и безделушками, которые существовали при его жизни. Например, комнатка Молли, которая умерла совсем маленькой девочкой, все еще хранит милое тепло маленькой принцессы. Кажется, что она где-то неподалеку, наверное, пошла погулять, высматривая птичку на дереве. Каждой комнате и расположенным в них предметам есть что рассказать о своих прежних обитателях, ибо память о них сильна.
И вот как раз подача историй каждого из членов семейства Финчей - одна из интереснейших особенностей игры. Вчитываясь в очередной дневник, записку или документ, мы проживаем короткий миг существования покойного родственника, и кажется, что в такие моменты они оживают и охотно рассказывают нам о последних часах своей жизни. А что-то видим в самом необычном ракурсе. Например, история бабушки Барбары подана в виде настоящего комикса в жанре ужасов, где закадровая музыка является саундтреком к фильму "Хэллоуин". А в следующий момент мы погружаемся в причудливые фантазии разыгравшегося воображения маленького ребенка, купающегося в ванной с желтыми уточками и прыгающей зеленой лягушкой, или замкнутого парня, мечтающего о волшебных странах, прекрасной принцессе и всемирной славе.
И вот так мы поднимаемся по лестнице жизни и смерти, проживая чужие судьбы и события, начиная с гостиной на первом этаже и заканчивая комнатой самой Эдит на самом верху дома. А дом интересно исследовать. Ведь он еще жив, пока жива память о его обитателях.
Конечно, игра поднимает весьма грустные темы о трагических событиях и смерти, но подача при этом весьма трогательна и красива. Геймплей тут очень простой. Мы можем ходить вперед-назад и влево-вправо, взаимодействовать с объектами единственной кнопкой. Вот, пожалуй, и все. А мысли Эдит, как и подсказки, появляются в нужный момент прямо в воздухе. Впрочем, а важны ли эти сухие технические подробности? Лучше сделать то, к чему подталкивает нас игра: лишний раз подумать, а что останется после нас?
Игру вы можете приобрести в steam, русский язык присутствует.