Именно такой мир предстает перед игроком в новой Prey.
Как видите, игра не имеет ничего общего с Prey 2006 года. Равно как и с ранними концептами, в которых она задумывалась как история охотника за головами в стиле киберпанк. Впрочем, несмотря на длинный и тернистый путь к релизу, игра получилась весьма интересной и стала, пожалуй, одним из главных весенних релизов.
Изучением тифонов занимаются на космической станции Талос-1, где и разворачиваются события игры. И конечно же, по всем канонам научно-фантастических игр на станции случается ЧП. Тифоны вырываются на волю и начинают планомерно вырезать обитателей станции, а нашему герою, ученому по имени Морган Ю (мужчине или женщине, в зависимости от выбора игрока), предстоит разобраться в причинах инцидента и навести порядок на Талос-1 тем или иным способом.
Несмотря на то, что мир Prey интересен сам по себе, да и основная сюжетная линия не раз и не два удивит неожиданными поворотами, главное в этой игре всё же не сюжет и уж точно не персонажи. Да, побочных заданий довольно много, пусть большинство из них и не блещет сценарными изысками. Да, Морган не единственный выживший на Талос-1. Да, встречаемые персонажи могут выдать какой-то побочный квест или рассказать немного о станции, тифонах или мире игры. Но здесь нет ни ярких и запоминающихся личностей, ни эффектно поставленных диалогов, ни прочих атрибутов игрокино. И в случае с Prey это совершенно не страшно. Не этим хороша игра.
Prey относится к тем играм, в которых процесс важнее конечной цели. Эта игра не церемонится с игроком, не разжевывает ему каждую мелочь и не пытается указывать ему, как в себя играть. Исследование Талос-1 со всем изобилием локаций, противников, секретов и возможностей, является наиболее интересной и яркой частью игры.
Локации Талоса-1 хорошо продуманы и как правило, дают игроку возможность самому решить, каким способом добраться из точки А в точку Б. Можно блеснуть хакерскими навыками и просто взломать замки на нужных дверях, можно тщательно изучать локации в поисках пропусков и паролей, а можно вооружиться пушкой, стреляющей чем-то вроде концентрированной монтажной пены, и с её помощью «проложить» себе хитрый путь где-нибудь по стене. Исключения в виде коридоров, конечно, присутствуют, но их не много.
Несмотря на то, что события игры разворачиваются на космической станции, что накладыввет некие ограничения, Arcane Studio смогли наполнить её довольно разнообразными локациями. Здесь и роскошный холл, и жилые помещения, и различные лаборатории, и служебные туннели, и даже местный дендрарий. Не говоря уже о возможности выйти в открытый космос. Прогулки в невесомости, между прочим, реализованы очень неплохо.
Видно, что над архитектурой Талос-1 поработали увлеченные и талантливые люди. Здесь полно секретов, неожиданных тайников и неочевидных маршрутов. Игра регулярно бросает вызов изобретательности и наблюдательности игрока. Как пробраться в эту закрытую комнату с ценной добычей? Как попасть в секцию, все ведущие двери в которую обесточены? Как обойти особо крупное скопление тифонов? И это не говоря уже про кучу записок, выдержек из книг и журналов и прочей информации о мире игры, которую интересно собирать.
Впрочем, исследовать станцию стоит не только ради информации, но и ради банального сбора добычи. Prey серьезно ограничивает игрока в ресурсах. По факту, игрок практически всегда будет находится вне зоны комфорта, испытывая нехватку патронов и припасов. И это накладывает отпечаток на всю игру. Зачастую пара лишних выстрелов окажется непозволительной роскошью, так что приходится думать. Где-то удастся избежать боя, а в другой ситуации использовать окружение в свою пользу ради преимущества над тифонами.
Собирать придется не только готовые изделия, такие как патроны, аптечки, наборы для ремонта костюма и т. д. В Prey достаточно любопытная система крафта. В ходе изучения локаций мы собираем различное барахло, а затем на специальных станциях можем переработать его в ценные ресурсы. И уже из этих ресурсов с помощью специальных схем можно на другом аппарате сделать себе патроны, аптечки, необходимые для развития навыков нейромоды и даже квестовые предметы. Выжить на Талос-1 без крафта практически невозможно. (Несколько напоминает систему из Dead Space - прим. ред.)
Впрочем, выжить будет сложно в любом случае. Prey приятно выделяется своей сложностью на фоне современных ААА игр. Большинство тифонов намного сильнее Моргана, оружие слабое, а никакого автоматического восстановления здоровья здесь нет и в помине. Да и двигается наш герой в бою довольно вяло. Так что даже «легкая» сложность в Prey запросто собьет спесь с неподготовленного игрока.
Справиться с тифонами и выжить на Талос-1 поможет большой и довольно яркий арсенал. Из достаточно привычного вооружения здесь большой разводной ключ, пистолет и дробовик. Зато остальные гаджеты куда интереснее: тут и гранаты, превращающие всё, до чего дотянутся, в утиль (включая самого Моргана!), и электрошокер, и полезнейшая пушка, стреляющая сгустками монтажной пены. Кроме этого, можно развивать у Моргана пси-способности тифонов. Но если слишком увлечься прокачкой инопланетных навыков, то оборонительная техника Талоса-1, такая как турели, станет воспринимать его как пришельца и откроет огонь.
Ещё один верный способ выйти победителем из схватки с любым тифоном — элемент неожиданности. Новая Prey не приветствует бросание с ружьем на амбразуру. Здесь в почете неспешное и внимательное изучение локаций, в ходе которого вы должны первыми замечать опасных противников. Затем, оценив свои силы и выбрав оптимальную позицию, неожиданно атаковать врага, к примеру, полив его монтажной пеной и добив из пистолета или дробовика.
Я уже упоминал, что Prey любит постоянно держать игрока вне зоны комфорта. И главные (пускай и не единственные — время от времени придется воевать с роботехникой и гуманоидами) противники игры, тифоны, тоже вносят в это ощущение дискомфорта свою лепту. Например, мимик! Внешне похожий на черную тряпку, он может принимать облик любого небольшого предмета, а потом внезапно атаковать героя. Благодаря этим тварям спокойно исследовать помещения Талос-1 смогут лишь самые отважные игроки. Остальные будут подозрительно коситься на разбросанный хлам и ожидать нападения от каждой пепельницы или рулона туалетной бумаги. Стоит игроку привыкнуть к мимикам, появляются более опасные фантомы. А потом ещё более вредные и сильные виды пришельцев. И так всю игру: только успеваешь адаптироваться к встреченным тифонам и перестать нервно дергаться при их появлении, как игра подсовывает нам что-то новое.
Во избежание возможных претензий: Prey — игра комплексная, сложная и многогранная. Она предполагает самые разные стили прохождения. И вполне может статься, что лично у вас не будет такой острой нехватки расходных материалов. Что совсем не означает, что таких проблем не может быть у других игроков.
Разумеется, в такой игре не обошлось и без системы прокачки героя. Что особенно приятно, она не привязана к убийству противников. Для развития навыков нужны нейромоды, и они просто разбросаны по всей станции. Чем внимательнее игрок будет изучать локации, тем больше нейромодов он найдет. Они позволят развить взлом электронных замков, ремонт техники (включая охранные системы), перенос особо тяжелых предметов и прочие знакомые нам по той же Deus Ex: Mankind Divided навыки. Не обошлось и без более прозаичных способностей типа повышения урона от оружия, увеличения пула здоровья и брони и расширения инвентаря. И, конечно же, множество упомянутых выше пси-навыков тифонов.
Говоря о визуальном облике новой Prey, нужно четко разделять понятия стилистики и технологии. Стилистически игра выполнена очень приятно. Интерьеры Талос-1 сочетают в себе элементы ретрофутуризма и ар-деко. При взгляде на оформление станции сразу чувствуешь её дороговизну. Вообще, Prey получилась очень стильной и интересной визуально игрой. Проработка деталей интерьера, тифонов, вооружения, элементов меню и всего остального — на высоте.
С другой стороны, если говорить о визуальной стороне игры с чисто технической стороны, то всё уже не так радостно. Графика в игре неплохая…но и не более этого. Время от времени нехватка сложной системы освещения, качественных спецэффектов и текстур бросается в глаза. Кроме этого, назвать оптимизацию игры идеальной лично я не могу. На моем не самом слабом компьютере игра довольно часто проседала до 25–30 фпс, причем без видимых на то причин.
Звуковое оформление не подкачало. Музыка превосходно справляется с созданием чувства легкого беспокойства у игрока. Что же до остального звукового сопровождения, то оно умело погружает игрока в мир игры, рисуя множество различных шумов. Где-то гудят от напряжения провода, где-то поскрипывает обшивка станции, а если прислушаться, можно услышать отдаленное бормотание какого-то тифона.
А ведь начиналось всё так безобидно...
Новая Prey получилась отличной игрой. Как раз такой, каких нам очень не хватает в последнее время. Она не держит игрока за дурака, не навязывает ему какой-либо стиль игры. Вместо этого Prey просто выпускает игрока в свой мир и дает ему самому решать, куда и как ему идти и что делать. И при всем при этом умело закручивает гайки и устраивает игроку далеко не сладкую жизнь.
Стоит заметить, что на мой взгляд, шедевра с большой буквы в этот раз не вышло. Каждый элемент игры мог бы быть лучше. Боевая система могла бы быть более динамичной и приятной, локации ещё более проработанными и разветвленными, персонажи, фрагменты дневников и аудиозаписи могли бы получиться более яркими, а побочные задания — реже сводиться к «поди-принеси». Однако даже несмотря на это, перед нами один из ярчайших релизов весны и претендент на игру года для любителей жанра Immersive Sim. Если вам пришлись по вкусу Bioshock, Deus Ex Human Revolution и Mankind Divided, Prey доставит вам массу удовольствия и с лихвой окупит каждый потраченный на неё рубль.
P. S. Отдельным словом хочется отметить русскую локализацию. Она ужасна. Если текстовая составляющая ещё более-менее адекватна, то к работе актеров озвучания есть серьезные претензии. Голоса звучат неуместно и неискренне.