Настало время веселых историй и научпопа. На фоне примечательных новостей о разборках правительств с жадными издателями по поводу лутбоксов попробуем заглянуть в суть дела, а о самих разборках нам во второй части этой эпопеи потом расскажет коллега Drazgar, ибо много чего примечательного произошло и происходит, что требует видения обстановки в целом. А мы пока поговорим о нас с вами, любимых. Немного заглянем в историю, немного — в то, что творится в голове у человека играющего, и про вопросы не забудем.
Лотерея, как таковая, имеет длинные глубокие корни в человеческой истории. Жребием определялось, к кому благосклонны боги, жребий же решал иногда, кому жить, а кому умереть. Разумеется, в наше время все не так серьезно: речь просто идет о том, что участники лотереи устраивают складчину, а затем тянут жребий, чтобы определить, кому «повезло». Насколько честен этот механизм?
Степень этой честности весьма разная. От продавцов уличных билетов, которые, получая из типографии коробки, знают, где именно билеты выигрышные, а далее все зависит от жадности конкретного устроителя, до строгих «государственных» розыгрышей среди, например, держателей облигаций, когда лотерея становится дополнительным стимулом, а не собственно средством извлечения прибыли.
Если мы заглянем внутрь шестеренок, то увидим, что при большом количестве участников прибыль устроителей лотерей весьма существенна. Если вы продадите 7 миллионов билетов по 20 долларов, у вас в руках окажется 140 миллионов долларов. Если вы потратите на типографию, рекламу и выигрыши даже половину этой суммы, то еще половина останется у вас. Но даже если у вас останется 10%, за вычетом налогов, расходов и зарплат, всего того, что съедает оборот предприятия, вы уже станете обладателем довольно приличной суммы.
Большая часть держателей билетиков не выиграет ничего. Но азарт неумолим. Красивые истории тех, кому позволили выиграть, будоражат воображение. А что происходит, когда лотерея всегда выигрышна, только призы далеко неравнозначные? Участников станет еще больше: ведь каждый, купивший билетик, получает хотя бы что-нибудь и утешает себя сам, уговаривая себя радоваться сегодня тому, что есть, а завтра, возможно, получить больше. Затем человек начинает считать, что он в принципе отбил потраченное. Глупо ведь рассчитывать за 20 долларов на лучшего маунта/броню/пета в игре. Хотя именно этот расчет и двигал тем, кто получил барахла на 5 долларов в итоге, он утешит себя тем, что мог не получить вообще ничего.
Лотерея не выгодна практически никому, кроме ее устроителей и нескольких процентов счастливчиков. А беспроигрышная лотерея с дрянным барахлом в качестве утешения невыгодна втройне. Лирическое отступление: Еще в детстве я посещал чешский Лунапарк. Там был аттракцион, который делал из людей мартышек с большим успехом. Вагончик, увешанный красивыми, дорогими и главное, недоступными в магазинах импортными вещами, был приманкой. Механизм розыгрыша был прост: метни шары из сетки, набери определенную сумму баллов, когда они прокатятся в лузы, и выиграй. Выиграть хорошие вещи было невозможно, обычно выигрыш ограничивался пачкой дешевеньких, зато импортных, конфеток, детским украшением из латуни или пакетиком шипучего лимонада. Эти мини-выигрыши подпитывали уверенность в том, что выиграть вообще можно, а когда-нибудьвсе-таки повезет, если упорствовать. Надо ли говорить, что вагончик не бедствовал? Надо ли говорить, что почти для каждого найдется свой «вагончик»?
Считается, что в такие «расклады» попадают глупые и недалекие люди. Однако, это откровенная неправда. Сейчас, кстати, модно стало полагать, что чем образованнее человек, чем более он умеет мыслить абстрактно, чем более он удален от реальности: работы руками, процессов создания чего-либо, труда на земле, знаний о том, как все происходит в природе, тем проще продать ему какую-нибудь малореальную идею в очень красивой обертке. Это тоже не совсем правда (просто красивая модная копипаста про то, как трудно обмануть реднеков). На чем же играют устроители лотереек и торговцы лутбоксами? Где в наших мозгах ошибки?
Комплекс надежды. Хорошая статья психолога Антона Семенова подробно рассказывает о некоторых комплексах, которые он ничтоже сумняшеся назвал комплексами постсоветского человека. Однако, можно с уверенностью, наблюдая за ростом прибыли лутбоксеров, заявить, что это скорее комплексы определенным образом воспитанного человека. Нас интересует комплекс надежды. Что происходит, когда мы обнадежены?
«В норме, всякий раз, когда мы предпринимаем какие-то действия, мы ожидаем определённого результата. Если он наступает, мы называем это успехом и это подкрепляет нашу способность добиваться запланированного результата в данных условиях и подтверждает нашу компетентность. Если же результат не соответствует ожиданиям, то, пройдя через разочарование, мы корректируем представление о себе и о мире и в следующий раз действуем по-другому.
Однако, если мы надеемся, то коррекции не происходит. Мы не учимся, не развиваемся и не адаптируемся. Мы ждем.»
Ждем, что в следующий раз нам повезет. И все больше предаемся иллюзиям. Иллюзиям о том, что «на нашей улице будет праздник» (настанет сам собой, не «мы устроим», а «он придет» или «его принесут»), что однажды, если подождать, «грузовик с добром рядом опрокинется» или «манна с неба упадет». Бесконечная надежда не позволяет человеку знать о себе правду. Образованный он или нет, умный или глупый, взрослый или маленький — он не признает проигрыша и не учится на своем опыте, хотя казалось бы, это самый верный способ учиться. Он отказывается учиться.
«Обобщением этих «маленьких надежд» со временем становится «вера в справедливость», надежда на то, что «кто-то» оценит страдания и усилия и «воздаст» по заслугам и обидчикам и страдальцам. Кто-то идёт ещё дальше, и старается увидеть в неудачах оправдывающую их логику. Что приводит к окончательной потере объективности, например, к обвинению жертв преступлений в том, что они «сами виноваты». - Резюмирует автор.
Или к обвинению в глупости покупателй лутбоксов? Они не делают ничего «глупого» — они надеются, как большинство людей, на благосклонность неких внешних сил. Мы так устроены от начала времен: жребий — благосклонность богов, а боги это бронзового меча или повелители ящиков с лутом для игры — нет никакой разницы. Болезненная надежда движет игроками в казино, жертвами стокгольмского синдрома, нищими покупателями лотерейных билетов на последние гроши. Но существуют и другие аспекты.
Конформизм. Психолог Соломон Аш был известен своими экспериментами с конформностью (склонностью соглашаться с другими). Он показывал группам людей картинки, спрашивал, какая линия из представленных длиннее. Обычно у испытуемых ответы выходили верными. Но когда подсадные утки, которых в группе было большинство, начинали утверждать, что ответ совсем другой, и их количество было достаточно велико, люди, знавшие нормальный ответ, начинали сомневаться в себе и переходили на сторону лгунов. И их было много: 75 процентов «наивных испытуемых» хотя бы в одной серии эксперимента повторяли заведомо неверные ответы, которые перед ними высказали остальные члены группы, а 25 процентов систематически следовали групповому «безумию».
Они не были тупыми, глупыми и нелогичными. Просто мы так устроены. ¾ людей — абсолютные конформисты и идут за любой самой нелепой идеей. Человеческая склонность соглашаться с большинством эксплуатируется всеми и везде. На ней основана травля, реклама, пропаганда и всякие волны набросов, как идущая сейчас голливудская истерика (я воздержусь от политических аналогий). Если вам 8 из 10 друзей скажут, как круто купить ящик, вы, скорее всего, его тоже купите.
Феномен Баадера-Майнхоф. Названный в честь немецких подрывников, история о которых положила начало любопытному исследованию, феномен этот объясняет ложность совпадений. «Когда происходит случайное совпадение, мозг уделяет этому повышенное внимание, так как два случая уже составляют начало некой последовательности. Проблема заключается в том, что большинство людей просто не понимает, что это ошибка мышления — и верит, будто какие-то вещи действительно происходят с большей частотой, что может сильно сбить с толку. Мы смешиваем субъективное с объективным и потому видим совпадения там, где их нет, — наш мозг начинает вылавливать несуществующие алгоритмы и повторения из окружающей реальности» — пишет переводчик и философ Франц Энгел, который категоризировал и собрал вместе сведения об основных ошибках мозга. И это действительно так.
Если мы семь раз подряд выиграли в ящике ерунду — мы все равно 7 раз выиграли, это уже «не просто так» для мозга. Но если мы выиграли из этих семи раз два раза что-то немного более ценное, хотя и не такое, как хотели — это уже «неслучайное совпадение». Мы можем объявить себя везучими и ждать дальнейшего урожая. Разумеется, крутого. Все люди, глупые или умные, склонны видеть совпадения там где их нет.
Внутригрупповой фаворитизм. Мы преувеличиваем возможности и ценность нашей группы за счёт «внешних», неизвестных нам людей. Например, «нашу крутую компашку не смогут обмануть. Мы играем в лотерейки только с проверенными лотерейщиками». Или «мы геймеры, и нам виднее, что делать, чем каким-то психологам». Или «у нас есть деньги, мы крутые, ящики для нас. А вы — плохие нищеброды». Необходимость окружать себя комфортной средой и ксенофобия на самом деле довольно обычные вещи даже для самого умного мозга: этот древний механизм защиты так просто не перебьешь. Ну, а если в милой вашему сердцу группе по пятницам ходят в казино… Вы поняли, что будет с вами (см. конформизм).
Фундаментальная ошибка атрибуции. Мы склонны осуждать других людей, объясняя их плохие поступки свойствами их личности, и оправдывать себя, объясняя свою неблаговидность обстоятельствами. Равно как чужая удача объясняется случайностью, а наша — заслугой (ага, перед высшими силами, видимо). Этот феномен сильно подкрепляет нас не только когда мы творим глупости или превозносимся над другими в своих фантазиях. Но если результатом глупости стал выигрыш, пиши пропало: самомнение наше взлетает до небес. И этот-то самый момент — одна из тех вещей, за которые человек готов отдать многое, если не все. На чем зиждется вся конкуренция за благосклонность богов коробки с лутом: желание стать лучшим, высшим, признанным богами, людьми и собой.
По мнению Карла Роджерса, одного из основателей гуманистического подхода в психологии, людьми движут два мотива: самореализация и самопризнание. И в свете вышеизложенного даже возможность купить DLC, совершить микротранзакцию, выиграть крутой уник из ящика или восхитительно удлинить свой орган без особых усилий льет мельницу на воду этих мотиваций с такой силой, что голосу разума до нее далековато. Так что не спешите совершать ошибку и осуждать покупателей и продавцов быстрого счастья. Плохое утешение, но наш мозг не изменится так быстро, а лутбокс лучше и дешевле даже водки.
Лучшим выходом было бы заставить всех девелоперов сделать это приятным дополнением к игре, а не чем-либо критически важным. Пусть, в конце-концов, с TESALL пример берут. А нам всем в помощь знания и критическое мышление. И раз уж мы сняли с участников лотереи обвинения, то раскажите, дорогие наши читатели, жители сайта TESALL: коснулась ли вас эта зараза? Участвуете в лотереях, покупаете лутбоксы, совершаете микротранзакции? Как относитесь к этому? Считаете ли это необходимым злом или вещью, которую надо уничтожить?