Будущее классических RPG после прилива ностальгии. Три разработчика оценивают шансы на возрождение жанра
Не столь давно изометрические CRPG уже выглядели исчезающим видом, занесенным в анналы игростроя и присыпанным пылью времен, по крайней мере, по сравнению с 90-ми годами, когда вышел Baldur’s Gate. Но с расцветом краудфандинга и инди-разработки жанр неожиданно вернулся, обернувшись наплывом "духовных наследников" и наделав изрядно шума. По большей части это было вызвано понятной ностальгией, но возникает вопрос: а как на самом деле чувствует себя жанр?
Противоречия между ностальгией и инновациями присущи любой игре, стремящейся следовать классическим канонам. В RPG это особенно заметно, поскольку подавляющее их большинство — фантастические вселенные, полные эльфов, гномов и магических мечей под каждым кустом. А когда RPG пытается уклониться от традиционного фэнтези-сеттинга, то обычно превращается в научную фантастику.
«Я не считаю, что RPG скованы рамками научной фантастики или фэнтези. Это просто традиция» - говорит Джош Сойер — ведущий руководитель и дизайнер Pillars of Eternity 2: Deadfire. - «Мне кажется, на многом сказывается наследие ролевых игр. Dungeons & Dragons возникла на основе Chainmail, которая была первой настоящей фэнтези-игрой, и с тех пор большинство RPG делались в фэнтезийном сеттинге, подражая D&D.»
RPG великолепны в симуляции бросков кубика и битв, считает Сойер, но социальное взаимодействие и отношения это вещи более сложные. «Героический sci-fi и фэнтези, и их темные вариации намного проще понять в ролеплейном контексте, потому что RPG, как правило, построены на идее жесткой борьбы группы людей с некой фракцией или злым повелителем. Такой подход хорошо зарекомендовал себя и когда вы пытаетесь выйти за рамки зоны комфорта, понять, что из себя представляет RPG становится сложнее».
Сойер не считает, что люди настроены против идеи RPG в нетрадиционной форме, однако игра в современном сеттинге будет принята со множеством оговорок, если только этот сеттинг не будет включать в себя сверхъестественные элементы. Это одна из причин, почему первая Pillars of Eternity стала такой, какой мы её знаем сейчас.
«Я признаю: с первыми «Столпами» я был очень консервативен. Очень многое в судьбе компании зависело от успеха игры. Я так волновался о том, чтобы не зайти слишком далеко, что втиснулся в традиционную, западно-европейскую фентези наподобие Forgotten Realms. Но после успеха первой игры, когда мы приступили к работе над Deadfire, я сказал: «Давайте выбираться отсюда!». Мы сохранили знакомые элементы, но изменили сценарий и окружение, с которым вы взаимодействуете. Это все еще фэнтези, но уже другой его вид».
Deadfire отошел от средневековых замков и буколических фэнтезийных королевств, дав нам пиратов, тропические острова и исследование колониализма. Это так же редкая RPG в которой белые люди в меньшинстве. Если можно легко проследить четкую связь между Baldur’s Gate и первой Pillars of Eternity, то Deadfire совершает скачки в других направлениях, становясь все меньше похожим на предшественников по мере развития игры.
Свен Винке, глава Larian Studios, видит Divinity: Original Sin и Divinity: Original Sin 2 как шаг в эволюции RPG, которая продолжится и в будущем. Это однако, не означает, что фэнтезийные сеттинги отправятся на свалку.
«Не думаю, что сеттинг настолько важен, поскольку он обращается к достаточно большой группе игроков и создает некий первоначальный интерес. Что вы делаете с сеттингом — вот что важно. Можно создать непревзойденную фэнтези-игру и сделать что-то, чего никто никогда не делал. И я думаю, этот вечный принцип будет верен и для научной фантастики».
Подавляющее большинство фэнтези-игр, даже если они меняют формулу, заставляют жанр выглядеть однородным. Но Винке верит, что истощение от фэнтези — проблема медиа. «Я думаю, прессе не нравится фэнтези, но нашей аудитории она по вкусу» - говорит он. Наконец, для рецензентов эффект несомненно усиливается, когда вы работаете, или успеваете поиграть больше чем в одну RPG за год. Каждый может устать от обилия слишком похожих вещей.
Для Винке фэнтези таит в себе неограниченный нераскрытый потенциал, и DOS 2 определенно заводит жанр в новое и странное место полное эмпатии, эльфов-каннибалов и величественных ящеров. Он не находит фэнтези ограниченным, что не останавливает его в размышлениях о дальнейшем развитии.
«У меня есть пара сеттингов которые мне нравится исследовать, но я постоянно напоминаю себе, что это рискованно, потому что никто не будет желать в них играть, слишком малому числу людей они бы были интересны».
Кроме того, есть и ожидания. Divinity все еще остается фэнтези-игрой, и как всякая приличная RPG должна иметь оружие, и все чаще и чаще, крафт. Однако, ожидаемый или традиционный элемент еще не означает хороший игровой дизайн. а если не удовлетворить эти ожидания, говорит Винке, то это негативно сказывается на опыте игроков. И это тоже плохой подход.
«Когда игроки приходят в игру наподобие Original Sin 2, они приносят с собой ожидания. Если ты их не оправдываешь, это влияет на их восприятие игры. Поэтому тебе лучше сделать это, и ты замечаешь, что игроки находят больше удовольствия в игре. Это не значит, что тебе обязательно нужно это делать.»
Роберт Курвитц, ведущий дизайнер Disco Elisium, ставит на игроков, готовых окунуться в нетрадиционные RPG. Это закрученное детективное повествование, в котором ваша личность и инстинкты имеют приоритет перед навыками боя, а диалоги вступают в противоречие с чутьем. Это социальная однопользовательская RPG. Он надеется, что игра даст старт новому роду RPG, послужит свежим взглядом.
«RPG, в которые мы играем сейчас, порождены масштабной революцией. Первый Fallout был, я думаю, последним крупным изменением в RPG. Он изменил сеттинг и показал, что из высоких фэнтезийных корней можно вырастить вещи совершенно отличные. Мне было 11, когда я играл в него, но я никогда не видел ничего более революционного за все годы, что я играю».
Куртц видит жанр находящимся в стазисе, и это его разочаровывает. «Это очень странно. RPG, по сути, симуляторы реальности, и смысл в том, что игрок примеряет на себя шкуру другого человека. Они симулируют физические и ментальные способности, давая не широкий взгляд на мир, а на субъективную реальность одного человека. Это само по себе достаточно открытая концепция, которая может постоянно развиваться».
По его мнению, источник стагнации заключен не в жанре и даже не в видеоиграх в целом. Куртц верит, что это производная культуры, преимущественно поп-культуры, которая останавливается в своем движении вперед. «Окаменение. Механизм развития европейской поп-культуры слишком часто ссылается сам на себя. Это тоже может быть одной из причин — просто люди стареют».
Решение Курвитца? Расширить все. Сеттинги, механики, понятие RPG, даже тех кто их создает. Писатели и художники из других отраслей могут привнести свой богатый опыт, но их нужно завлечь, а этого не случится, пока не пройдет увлечение высоким фэнтези.
«То, что я скажу, может прозвучать слишком элитарно, но многие хорошие писатели не хотят работать в сеттинге высокого фэнтези. Они не хотят тратить годы нервной работы на написание ещё одного фанфика по Толкину. Вы просто не найдете по настоящему талантливых людей, которые могут добавить в вашу игру потрясающие вещи, и вам нужно нанимать художников и писателей извне обычного круга разработчиков».
Если отойти от общепринятой концепции RPG, одним из лучших способов взглянуть на новое могут быть настольные игры. Снова. Когда вы выходите за рамки официальных кампаний D&D и всех ожиданий, связанных с ними, игровое поле становится намного более непредсказуемым и экспериментальным.
«Люди делают великолепные исторические игровые сессии D&D, основанные на Пиренейской войне с Наполеоном» - говорит Курвитц. - «Они заказывают настоящие памятные вещи, модели тех времен или посвященные им, и играют с ними. Я знаю, это вещи восхитительно странные для настольной игры, но CRPG в сравнении чрезвычайно консервативны».
Тот же Сойер разрабатывает настольную игру по Pillars of Eternity, которая, как оказалось, помогает ему разгрузиться после работы над духовной преемницей. «Когда Фергюс Уркхарт предложил долговременную цель в виде ручки и бумажного руководства для начинающих, я сказал, что буду работать до тех пор, пока буду способен делать то, что я захочу. Я не собираюсь делать игру по чьим-то ещё критериям. Я собираюсь подобрать механику, которая породит великую игру. Если это будет не похоже на D&D, это будет плохо. И если это будет похоже на D&D, но не понравится тебе, это тоже будет плохо».
Однако, разнообразие в настольных ролевых играх ставит препятствие, от которого, казалось, удалось уже избавиться. «Есть только одна вещь, которую я ненавижу, проводя выходные за игрой» - говорит Винке - «Читать правила». Приемы и общепринятые нормы классических RPG дали игрокам общий словарь и понимание жанра, которое может быть перенесено на другую игру, позволяя свободно себя чувствовать без чтения руководств. Изменение игр может угрожать их доступности.
С другой стороны, вариативность может и означать легкодоступные и понятные игры, или сложные, наполненные песочницы, или приключенческие квесты, избавленные от способностей и экипировки. Жанр может двигаться во множестве самых разных направлений одновременно.
«Мне кажется, люди правы: это ренессанс классических RPG, или традиционного стиля RPG, но я не хочу упустить эту возможность развить жанр во что-то более полное» - говорит Сойер. - «Нам не нужно забрасывать фэнтези-сеттинги, или отказываться от сложных систем подсчетов, но они не должны быть пределом того, что мы делаем».
Курвитц желает увидеть полную революцию, представляя RPG, которые занимают десятилетия или даже столетия разработки, и в которых будет замечаться и демонстрироваться реакция на каждое, даже самое маленькое, действие. Он предполагает RPG новым видом литературы — программируемой литературы — объединяющей программистов и писателей, рассказывающих истории, которые буквально будут охватывать поколения. Это невероятно амбициозная и надуманная, но и невероятно захватывающая перспектива.
«Надеюсь, мы заставим все это сдвинуться с места».
А вы, TESALL, хотите ждать игру, которая разрабатывалась 20 лет и даже 100? Играть в настолку, потому что она с гарантией захватит ваше воображение? Или, как я, рассчитываете на высочайший искусственный интеллект, который будет учиться сам реагировать на действия людей и вести игру? Я бы хотел именно такого развития событий. И что скажете о знаменитых изометрических сериях последних лет?