Сегодня перед вами вторая запись дневника Skyrim. На этот раз уделено внимание звукам игры, процессу создания. Звукорежиссер Марк Ламперт рассказывает о том, с чего он начал работу, какие звуки использовал и другое.

Вы читаете второй из серии дневников о Skyrim. Следите за обновлениями – и вы узнаете из этих дневников, а также подкастов – как в Bethesda Game Studios продвигается процесс разработки самой амбициозной игры линейки Elder Scrolls.

Звукорежиссер Марк Ламперт слышит за спиной шаги. Слышит он их и перед собой. Он слышит их повсюду. Они не дают ему покоя.

«Шаги - страшно вспомнить, сколько раз я их переделывал в этой игре!» - говорит Ламперт, вздыхая, - «Просто потому что они меня раздражали!»

Мир Skyrim - невероятное смешение культур, существ и пейзажей - и все это нужно озвучить. Иногда эти звуки складываются из дюжины других, а те, в свою очередь - еще из каких-то звуков. Каждый из них создает команда звуковиков. Иногда - по многу раз.

«Я слышал эти шаги снова и снова, и говорил - «нет, они слишком выделяются». Буквально разрываешься между желанием слышать четкий звук и пониманием, что он приелся».

Но Ламперт не зациклен на своем перфекционизме - он признает, что специалисты по звуку всегда излишне придирчивы - игроки большинства нюансов попросту не заметят. Он также признает, что вся его работа нацелена в первую очередь на погружение в атмосферу игры студии Bethesda.

«Главное ведь, как это будет звучать в игре. Когда работаешь над отдельным эффектом, и он сам по себе звучит идеально, это еще не значит, что в игре он будет звучать органично».

«Вот так и экспериментируешь с самого первого дня».

Первые шаги Драконорожденного

В самом начале работы над игрой Ламперт записывал в основном шаги своей жены. Когда супруги уезжали в отпуск, они всегда брали с собой микрофон - и с ним шагали по городам и весям.

Жена была вынуждена смириться с тем, что я все время останавливался. Множество записей начинаются со звука ее удаляющихся шагов. А я тем временем пытаюсь записать очередную птичку, или сверчка, или еще что-нибудь...

звукорежиссер Марк Ламперт

 

«Подожди минутку, мне надо записать вот эту кнопочку - у нее такой странный механический звук при нажатии. Наверняка нам в какой-нибудь игре потом пригодится».

Перерыв между выходом одной игры и созреванием следующей - лучшее время для записи новых звуков. Но поскольку такая игра, как Skyrim, лишь на поздних стадиях разработки обретает очертания, задачей Ламперта было собрать библиотеку интересных звуков, которые впоследствии могли бы пригодиться в разработке.

«Если нам нужен какой-то звук, то я иду и записываю его, но так бывает не всегда. Куда чаще случается такое: «Ой, какой звук необычный! Дай-ка я его запишу, вдруг когда-нибудь пригодится...»

«И неизбежно через пару недель наступает момент, когда оказывается нужен именно этот звук». Ламперт описывает распухающую библиотеку звуков как огромную базу данных, расписанную до мельчайших, даже излишних подробностей. Все структирировано настолько детально, что очень быстро забываешь, что и для какого звука использовалось.

Генеалогию некоторых звуков нетрудно проследить - особенно в отношении тех разработчиков, которые их предоставили. Например, лошадей ведущего художника Кристиана Мейстера теперь можно услышать во всех конюшнях Скайрима, а главный дизайнер Эмиль Пальяруло одолжил Ламперту для записи свой меч и настоящий боевой горн.

«Я буду проходить игру и в один прекрасный момент скажу - эй, да это же мой горн!» - гордится Пальяруло.

Источники других звуков распознать гораздо сложнее - к примеру, в основу одного из сложных синтезированных шумов лег голос кота Ламперта.

«Если бы я вам не сказал, вы бы ни за что не догадались. Но этот звук производит мой кот. Так что он тоже принимает участие в игре» - смеется Ламперт.

Песни Скайрима

Когда пришло время писать музыку для Skyrim, Ламперт связался с Джереми Соулом, который писал музыку для прошлых частей Elder Scrolls. Он постарался объяснить ему, чем эта игра отличается от других.

«Я прислал Джереми ролики, как я гуляю среди сосен, потом в осеннем лесу. А вот и тундра», - показывает Ламперт.

«Мы хотели, чтобы ощущения от исследования разных уголков мира сильно отличались. Поэтому Мэтт Кронн, наш программист, сильно переделал музыкальный движок и добавил туда много новых инструментов, что расширило мои возможности. Так, вы услышите больше музыки, посвященной исследованиям. Частенько, изучая мир игры, вы будете слышать, как героическая композиция перетекает в более спокойную - это зависит от региона, в котором вы находитесь».

«Мы называем такие треки «палитрами» - они как бы несколькими мазками передают настроение места, в котором вы находитесь - в противоположность более традиционной «сюжетной» музыке, как ее называет Джереми.

В конечном счете, в саундтреке перекликаются и старые, классические мелодии, и совершенно новые для серии вещи.

«Джереми сместил акценты в музыке - теперь там больше труб и барабанов, и меньше струнных и арфы. Хотя последние все равно остались в нужных местах, в целом настроение музыки сильно поменялось».

«Ему очень здорово удалось отразить особый северный дух Скайрима».

Мыслим неординарно

На позднем этапе разработки Skyrim вскрылась серьезная проблема в звуковом движке игры. «Кое-кто из команды будет очень нервничать, когда это услышит», - Ламперт неуверенно смеется. - «Для большей эффективности некоторые анимации были совмещены. У волка и лисы, например. У них в основе та же анимация, только меняется масштаб и делаются кое-какие изменения. А вот со звуком вышла неувязка - получилось, что и волк и лиса звучат одинаково. Это случилось очень поздно, и я не знал, как быть».

В итоге Ламберт придумал изящное решение, которое потребовало от команды звуковиков немалой изобретательности - в играх масштаба Skyrim без этого никак.

«Короче говоря, мы использовали систему шагов для проигрывания всех возможных звуков, кроме собственно шагов».

«Когда лиса или волк делают шаг, проигрываются разом два звука. Дальше каждый из звуков анализируется, и система получает запрос: «Я волк или лиса? Если я лиса, то звук волка проигрывать не надо».

Резюмируя, Ламперт отмечает, смеясь: «Хотя какая, в сущности, разница? Игрок в любом случае убьет и волка, и лису, и освежует тушку».

«Но, черт возьми, проблему мы решили, какой бы мелкой она ни казалась».

2

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить новый комментарий. Или зарегистрируйтесь.