Статья «Blender: описание и FAQ» специально для TESALL.RU

Blender 3D - oписание и FAQ

Блендер (Blender) - известный opensource-пакет для моделирования в трехмерной среде.

Изначально программа была коммерческим проектом, но затем ее владельцы пришли к решению открыть исходный код, несмотря на очень хорошие результаты продаж. Свободный доступ к универсальным возможностям моделирования для сотен тысяч людей - вот что такое Блендер в настоящий момент. Почему я говорю об универсальных возможностях? Потому что Блендер сопоставим в своих свойствах с такими гигантами, как 3DS Max и Maya, и при этом остается самой доступной программой.

Гейммейкеры постоянно сталкиваются с необходимостью моделирования или правки модельных и текстурных багов. Модостроение для TES, разумеется, не обходится без моделирования, и вот тут Блендер может стать незаменимым инструментом. Давайте рассмотрим программу с этой точки зрения - с точки зрения поддержки ТЕС-модостроения.


Итак...


Первое и самое важное – поддержка специфических форматов Bethesda.

  • + Блендер при помощи плагина поддерживает импорт и экспорт формата моделей .nif
  • - Блендер "не видит" текстур в формате dds. (будет в следующих версиях скрипта) Но скрипт использует текстуру с поддерживаемым форматом и затем автоматически перелинкует на dds при экспорте. Так что, в общем, особых трудностей это не создает.


Второе - это возможность моделирования всех вещей, которые вам могут понадобиться.

Ведь статик - это одно, одежда - другое, ну а более сложные вещи, такие, как вода - это третье. Конечно, для начинающих это не так важно, но для опытных моделлеров нужно наличие всех возможностей:

  • + моделирование кричеров и персонажей
  • + скелетная анимация
!На заметку: плагин MakeHuman, сделанный по аналогии с Poser, специально направлен на облегчение моделирования людей.
  • + моделирование статика, вещей, оружия
  • + моделирование брони, одежды
  • + моделирование волос, меха
  • + огонь, визуальные эффекты
  • + эмиттер частиц
  • + материалы, запись процедурных текстур в файл, работа с любыми кривыми (в том числе NURBS)
  • + встроенный физический движок
  • + эффекты освещения
  • + сложный рендеринг
  • + анимация и постпроцессинг
!На заметку: Блендер, помимо родного рендера, использует и сторонние, например, Mental Ray.


Третье. Поговорим о поддерживаемых форматах.

  • + Блендер поддерживает (через скрипты или сам):
OBJ, 3Ds, DXF, LWO,VRML, NIF и многие другие

  • + Текстуры в: JPEG, TIFF, TGA, BMP, GIF, PNG, EXR, HDR
  • + Самый большой плюс Блендера состоит в том, что при достаточном знании языка программирования Python можно писать экспортеры в свои форматы и вообще любые плагины.
  • - Как мы уже писали - не отображается dds и проблема решалась скриптом.


Четвертое: высокополигональные модели?

ДА! Поддержка эта такая же, как и в других больших редакторах - до 1 000 000 полигонов.


Пятое: внешние преимущества.

Пока мне не хочется вдаваться в тему очень сложных функций, в которых я пока и сама не сильно разбираюсь. Но есть несколько вещей, которые мне хочется отметить особо:

  • + Блендер весит... 9 мегабайт + столько же - его язык программирования Python (поддержка плагинов и скриптов). В инсталлированном виде, разумеется, побольше.
Остальные редакторы, увы, похвастаться такой легкостью не могут. Некоторые сомневаются в Блендере именно из-за веса. Но он отсутствует вовсе не изза лишения программы нужных вещей. Вся документация выпущена отдельно, а туториалов и без того вагон. Нет громоздких систем защиты и регистрации, нет необходимости во всех этих старфорсах. В Блендере нет предустановленных сцен - большинство из них все равно никогда не будет использовано. Вот почему он весит немного. Из этого вытекает следующий плюсик:
  • + Программа доступна даже при медленном интернете и не съест ваш драгоценный траффик. Скачать 20 метров - это совсем не то, что 350 для четвертого макса.
  • + Блендер не требует инсталляции в систему - вы можете развернуть его на флешке (30 метров) и работать на любой машине прямо с нее, сохраняя результат туда же. Таким образом, при вас всегда находится ваша мобильная 3D-лаборатория: вы можете реализовать свои идеи, когда захотите. Ни один другой пакет моделирования не может похвастаться таким свойством
  • +И самый жирный плюсище:
Блендер совсем, абсолютно бесплатен. Он принадлежит к свободному ПО и доступен каждому, кто только пожелает. Никаких поисков криво поломанных программ. Никакого воровства. Всегда доступные новые версии. Всегда настоящий качественный лицензионный продукт для каждого! Именно для каждого, потому что Блендер работает под Windows, Linux, Mac.
!На заметку для ТЕС: вам не нужны разные версии программы для работы под Morrowind и Oblivion. На данный момент доступен экспорт для версии 2.43 и готовится для свежей 2.44 (последняя). Вы можете помещать свою модель в любую из этих игр.


В Блендере есть абсолютно все, что вам может понадобиться при работе над моделированием для ТЕС и плюс его небольшой вес, доступность, мобильность. Вне сомнения, этот пакет займет свое достойное место среди ТЕС-программ.