Статья «Гид по игре Daggerfall. Часть 2: Управление игрой» специально для TESALL.RU

После создания героя начинается сама игра. Герой оказывается в пещере, в которую забрел после кораблекрушения. Трехмерный вид от первого лица - основной экран игры. Возле верхнего края экрана иногда появляются информационные надписи, вдоль нижнего края находится поле индикаторов и кнопок. Курсор перемещается по всему экрану, около центра экрана он крестообразный, при удалении от центра превращается в стрелку для указания направления движения, а в поле кнопок становится косой стрелкой, символизируя возможность нажатия на них.

Назначение кнопок трехмерного экрана

Портрет героя на синем фоне: нажатие мышкой на нем выводит информационный экран (то же делает клавиша F5). Изменение цвета фона сигнализирует о том, что герой болен, проклят и т.п.

Три вертикальных индикатора - зеленый, красный и синий - обозначают количество здоровья (Hit Points), степень утомления (Fatigue) и количество оставшейся магической энергии (Spell Points).

Вертикальная надпись Options вызывает панель управления игрой (то же делает клавиша Esc на клавиатуре).

Кнопка с голубой вспышкой вызывает применение магии (на клавиатуре - BackSpace). После ее нажатия появляется книга заклинаний, в которой нужно выбрать заклинание при помощи мышки. Повторить исполнение заклинания без вызова книги можно клавишей Q.

Кнопка с рукой, держащей жезл, вызывает использование магического предмета или магического напитка (на клавиатуре - U). При этом появляется небольшое окно со списком вещей, которые можно использовать.

Кнопка с протянутой рукой - указатель режима взаимодействия. Это многофункциональная кнопка. Последовательные нажатия на нее (или F1,F2,F3,F4 на клавиатуре) вызывают появление следующих символов:

  • Рука, вытаскивающая монету - воровской режим. В этом режиме указание на дверь осуществляет попытку взломать замок (в случае появления на верхнем крае надписи Door will not open вашего навыка lockpicking не хватило для взлома этого замка). Если вы укажете на городского прохожего, то это будет означать попытку залезть к нему в карман - в случае слабого навыка pickpocket ожидайте скорого появления городской стражи. Кстати, если дверь выдает сообщение This is magically held door, значит она заперта заклинанием и чтобы ее открыть, необходимо поколдовать.
  • Глаз - информационный режим. Указание на прохожего позволяет узнать его имя; на монстра - его название; на дом или магазин - название заведения. Если магазин закрыт, узнаете часы его работы.
  • Протянутая рука - режим действия. Указание на прохожего вызывает попытку с ним заговорить; на труп монстра (если вы присели или нагнулись) - попытку его обыскать; на незапертую дверь - ее открывание; на рычаг - приведение в действие.
  • Текстовая врезка - режим общения. Указание на прохожего вызывает попытку с ним заговорить; на монстра - попытку мирно договориться.
  • Кнопка с идущими ногами - переключатель режима движения (на клавиатуре - T). Возможный выбор: ноги, лошадь (если она есть), фургон (если есть и лошадь и фургон), корабль. Последний вариант, собственно, не является режимом передвижения - выбрав этот пункт меню, вы оказываетесь на своем корабле, опять же если он у вас есть. Там можно, например, оставить лишние вещи, а затем, выбрав режим ноги, вернуться на прежнее место. Естественно, в подземных лабиринтах двигаться можно только пешком.

Кнопка с двумя мешками вызывает переход в инвентарный экран.

Кнопка со свитком - карта. Нажатие левой кнопки мыши (или клавиши M) вызывает режим локальной карты, правая кнопка мыши (клавиша W) вызывает переход в походный режим (не доступен в лабиринте или здании).

Кнопка со скрещенными мечами - команда перевода оружия в боевой режим (A на клавиатуре).

Кнопка с костром - отдых. Возможны 3 режима:

  • Rest for a while - отдыхать определенное количество времени (до 99 часов);
  • Until fully healed - отдыхать до полного восстановления сил и здоровья;
  • Loiter for a while - переждать некоторое время (до 3 часов). В городе и ближних окрестностях спать на улице нельзя - за бродяжничество немедленно арестуют. Спать можно в гостинице, заплатив за ночь, но, если необходимо просто подождать несколько часов, пока откроется магазин, можно убить время командой loiter. Восстановление сил при этом не происходит, но время идет быстрее. Естественно, отдых недоступен и в тех случаях, когда поблизости есть враги.

Компас показывает направление движения. Указание на него (или клавиша I) выводит также сообщение о времени, дате, отношениях с законом и о состоянии героя. Во время работы некоторых заклинаний на компасе также может появляться дополнительная стрелка (например, при заклинании "Обнаружение врага" стрелка укажет на ближайшего монстра). Нажатием клавиши F10 можно убрать поле кнопок с экрана, останутся только 3 цветных индикатора и компас в виде полосы курсографа. Это увеличивает поле зрения, но для вызова нужных команд придется пользоваться клавиатурой. Информационный экран вызывается указанием на портрет героя или клавишей F5. На нем показаны данные героя: имя, раса, профессия, уровень развития. В отличие от прочих игр ролевого жанра, в Daggerfall не используется понятие "опыта". Уровень развития зависит от степени совершенства главных навыков (во внутреннем представлении игры существуют баллы опыта для каждого навыка по отдельности - создатели игры заменили одну переменную на три десятка). Нет также никакой информации о том, скоро ли герой достигнет следующего уровня развития. Указывается также количество денег в карманах, степень утомления, количество жизненной энергии, степень "нагруженности" героя. Кнопка Affiliations вызывает сообщение о ранге героя в гильдиях, к которым он принадлежит (см. ниже). Четыре кнопки, объединенные рамкой с надписью Skills, позволяют посмотреть на навыки героя (если какое-то название отличается по цвету, этот навык недавно возрос). Кнопка Inventory включает экран инвентаря. Кнопка Spellbook позволяет полистать книгу заклинаний. Кнопка Log выдает список заданий, полученных героем во время путешествия, а также напоминает о самых важных событий, произошедших в течение игры. В начале игры здесь только записи о двух поручениях Императора, но постепенно список заданий (квестов) будет увеличиваться. Впрочем, записи могут и исчезать после исполнения или провала очередного задания. Кнопка History позволяет прочесть предложенную компьютером предысторию героя. Кроме того, на этом же экране приведены параметры героя и его портрет в полный рост на фоне родного пейзажа.

Экран инвентаря (Inventory) слева имеет позиции для колец, браслетов, значков и других подобных объектов. Многие магические предметы, имеющие постоянный эффект, помещаются для использования в гнезда этой области.

В центре экрана находится фигура героя с отмеченными для каждой части тела параметрами защищенности.

Правее фигуры героя в столбик изображены предметы, которые находятся в его владении: они сортируются кнопками в верхней части экрана:

  • Weapons & Armor - доспехи и оружие;
  • Magic Items - магические предметы (включая и оружие и доспехи и одежду), они всегда окружены мерцающим ореолом;
  • Clothing & Miscellaneous - одежда, книги, бумаги и прочие мелочи. Не забывайте периодически сюда заглядывать. Важные деловые письма не всегда передаются курьером из рук в руки. В тех случаях, когда вас, например, не было дома, письма могут складываться в этот раздел инвентаря.
  • Ingredients - компоненты для приготовления волшебных напитков.

Еще правее аналогичное поле, представляющее, в зависимости от ситуации, вещи на теле побежденного врага, на полке магазина, в фургоне героя или просто на земле. Это поясняется рисунком сверху.

Расположенные по вертикали кнопки задают режимы работы с предметами:

  • Wagon - показ содержимого фургона. Вещи в фургоне не рассортированы, фургон недоступен в лабиринтах, но имеет грузоподъемность в 1000 кг и очень полезен для перевозки трофеев;
  • Info - информационный режим. Позволяет узнать характеристики предмета;
  • Equip - режим экипирования. После его включения и указания на предмет, он надевается на фигуру героя (конечно, если нет запрета на его тип или материал). Оружию, вложенному в руку героя, требуется дополнительно несколько секунд для перехода в состояние готовности;
  • Remove - режим удаления. Этот режим позволяет снимать с героя оружие или доспехи. Таким же образом можно переносить предметы из одного столбца в другой;
  • Use - режим использования предметов. Доспехи надеваются, оружие берется в руку, бумаги читаются, магические напитки выпиваются;
  • Gold - возможность выбросить часть золота. Это предусмотрено на случай, когда герой нагружен до предела, а предмет, который он хочет подобрать, ценнее, чем его вес в золоте.

Экран Spellbook слева содержит список заклинаний, которые знает герой, а справа - краткое описание выбранного заклинания. Если указать мышкой на краткое описание, то появится полное описание заклинания. В нижней строке экрана имеются кнопки для прокрутки списка вверх и вниз, а также для стирания ненужного (лишнего) заклинания.

Для исполнения заклинания требуется двойное нажатие кнопки мыши на выбранном названии (цифра перед ним - цена заклинания в единицах магической силы Spell Points). Если у героя в данный момент не хватает энергии, то применить заклинание невозможно.

Карта окрестностей вызывается нажатием левой кнопки мыши на кнопке с изображением свитка или клавишей M на клавиатуре. В нижней части карты есть компас (кроме города), кнопка переключения двумерного-трехмерного режимов (карта в городе всегда двумерна), четыре стрелки для сдвигания карты, две стрелки для ее вращения и две стрелки для подъема-спуска (карта при этом масштабируется).

В городе вся карта заполнена сразу. Здания нарисованы одним из трех цветов. Обычные дома - коричневые, таверны - зеленые, гильдии и храмы - синие. Тайные гильдии изображены так же, как и обычные дома. Но если вы член этой гильдии, то на вашей карте на этом доме будет написано название. Надписи на карте появляются автоматически, когда вы заходите в магазин/гильдию/храм или указываете на это здание при включенном информационном режиме. Если спросить дорогу у прохожего, он может (если знает, и вы его уговорите) написать на карте название нужного места. Можно сделать на карте надпись вручную, указав на нужное место правой кнопкой. Внизу экрана при этом появится строка для ввода текста. Городская карта всегда двумерна, не вращается и не масштабируется.

В лабиринте карта заполняется по мере продвижения. Поскольку лабиринты объемны и не делятся на уровни, вышележащие части лабиринта закрывают нижележащие. Увидеть нижние слои карты можно, пользуясь стрелками для подъема-опускания карты. Карта начинает "всплывать", верхние коридоры увеличиваются, заполняют поле зрения и затем исчезают, открывая нижележащие. Кроме того, можно нажимать на карту правой кнопкой мыши - фрагмент карты при этом временно исчезает.

В двумерном режиме на карте не видны выключатели, рычаги и ворота, зато в трехмерном режиме рассмотреть нужное место на карте мешают не только те части карты, которые выше его, но и те, которые сбоку. Если вы покинули лабиринт, а затем вошли в него снова, карта будет снова пустой. В целом работа с картой, к сожалению, неудобна, что уменьшает удовольствие от игры.

Походный режим вызывается нажатием правой кнопки мыши на символе свиток или клавишей W клавиатуры. Сначала появляется карта провинций, нажатие кнопки I'm at на панели внизу подсвечивает провинцию, в которой герой находится в данный момент. Выбрать провинцию, в которую надо ехать, можно, щелкнув по ней мышкой. Города на карте провинций обозначаются коричневыми точками, храмы - синими, деревни - сиреневыми, подземелья - коричневыми.

На панели внизу есть 6 кнопок:

  • I'm at - указывает текущее место героя;
  • Find - позволяет найти место по названию;
  • Homes - включает и выключает обозначения деревень;
  • Temples - включает и выключает обозначения храмов;
  • Towns - включает и выключает обозначения городов;
  • Dungeons - включает и выключает обозначение подземелий.

В начале игры расположение большинства подземелий неизвестно.

После выбора нужной точки или ввода правильного названия появляется настроечное меню походного режима:

  • Speed: (cautiously/recklessly) - задание скорости движения: двигаться с осторожность (только днем) или беспечно (в любое время);
  • Transport: (boot/horse/boat) - выбор средства передвижения: пешком, на коне или на корабле (на корабле, как правило, быстрее, но гораздо дороже, если нет своего корабля);
  • Stop for night: (at inns/camp out) - режим остановки на ночь: в гостиницах или в чистом поле (на постоялых дворах приходится платить, а при ночевке в поле приходится тратить время на охоту). Рядом указывается время в пути, стоимость путешествия и количество денег, имеющихся при себе. Нажатие кнопки Begin позволяет начать путешествие.