Перейти к содержимому






* * * * * 1 голосов

из генри миллера

Написано nihille, 09 ноября 2022 · 260 просмотры

книги цитаты
Рихард напомнил мне про Генри, и всколыхнулось.
Я дважды читал "Тропик Рака" — в восемнадцать и десяток лет спустя. И в восемнадцать был изрядно фраппирован (я подзаторможен в развитии), а к тридцатнику кое-что всё же прочухал. Был у меня тогда в жужуе пост про эту книжку, и цитаты из неё сохранились - то, что было мне важно, перекочевало на съемный диск, и, оказывается, до сих пор цело.
"
...По какой-то причине человек ищет чуда, и чтобы найти его, он способен пройти по трупам. Он измучает себя идеями, он превратится в тень, чтобы хоть на мгновение забыть ужас реальности. Он выдержит все – унижения, издевательства, бедность, войны, преступления и даже тоску, надеясь на внезапное чудо, которое сделает жизнь переносимой.
…Если бы кто то посмел сказать все, что он думает об этом мире, для него не осталось бы здесь места. Когда в мир является Человек, мир наваливается на него и ломает ему хребет. Он не может жить среди этих все еще стоящих, но подгнивших колонн, среди этих разлагающихся людей. Наш мир – это ложь на фундаменте из огромного зыбучего страха. Если и рождается раз в столетие человек с жадным ненасытным взором, человек, готовый перевернуть мир, чтобы создать новую расу людей, то любовь, которую он несет в мир, превращают в желчь, а его самого – в бич человечества. Если является на свет книга, подобная взрыву, книга, способная жечь и ранить вам душу, знайте, что она написана человеком с еще не переломанным хребтом, человеком, у которого есть только один способ зашиты от этого мира — слово; и это слово всегда сильнее всеподавляющей лжи мира, сильнее, чем все орудия пыток, изобретенные трусами для того, чтобы подавить чудо человеческой личности.
…Кое что в жизни моих старых идолов вызывет у меня слезы: их долгое молчание, их безалаберность, их неистовство и эта ненависть, которую они пробудили. …Все они вязли порой в собственном дерьме. Все, кто никогда не останавливался в своем стремлении к совершенству. Эта истина вызывает во мне желание воскликнуть: «Покажите мне человека, который не останавливается в своем стремлении к совершенству, и я скажу, что вы показываете мне великого человека!» Вы показываете мне мой идеал. В поисках совершенства – следы борьбы; собственно, это и есть борьба, это та питательная среда, в которой только и может существовать мятежный дух. Покажите мне человека, уже умеющего в совершенстве выражать свои мысли, и я скажу, что это тоже великий человек, но он мне неинтересен – мне не хватает в нем косноязычия возбуждения. Когда я думаю, что задача художника – сломать существующую иерархию ценностей, по-своему упорядочить окружающий хаос, посеять брожение и раздоры, чтобы через эмоциональное освобождение воскресить мертвых, – вот тогда я радостно бегу к великим и несовершенным; их путаница – это моя земля под ногами, их заикание – это моя божественная музыка. … Я вижу, что мелочи каждодневных забот, злобное мельтешение слабых и бездарных – это символ парализованной жизненной силы, что тот, кто хочет создать свой порядок вещей, кто хочет заставить человеческую мысль работать, – тот должен снова и снова проходить через костер и виселицу. Я вижу, что благородные жесты всегда отбрасывают нелепую тень, я вижу, что тот, кто велик, не только велик, но и комичен.

… среди народов Земли живет особая раса, она вне человечества, – это раса художников. Движимые неведомыми побуждениями, они берут безжизненную массу человечества и, согревая ее своим жаром и волнением, претворяют сырое тесто в хлеб, а хлеб в вино, а вино в песнь — в захватывающую песнь, сотворенную ими из мертвого компоста и инертного шлака. Я вижу, как эта особая раса громит вселенную, переворачивает все вверх тормашками, ступает по слезам и крови, и ее руки простерты в пустое пространство – к Богу, до которого нельзя дотянуться. И когда они рвут на себе волосы, стараясь понять и схватить то, чего нельзя ни понять, ни схватить, когда они ревут, точно взбесившиеся звери, рвут и терзают все, что стоит у них на дороге, лишь бы насытить чудовище, грызущее их кишки, я вижу, что другого пути для них нет. Человек, принадлежащий этой расе, должен стоять на возвышении и грызть собственные внутренности. Для него это естественно, потому что такова его природа. И все, что менее ужасно, все, что не вызывает подобного потрясения, не отталкивает с такой силой, не выглядит столь безумным, не пьянит так и не заражает, – все это не искусство. Это – подделка. Зато она человечна. Зато она примиряет жизнь и безжизненность.
...Испанские мотивы наэлектризовали публику. Все сидят на краешках стульев – их разбудили барабаны. Когда барабаны вступили, я подумал, что это никогда не кончится. Мне казалось, что все должны вываливаться из лож и подбрасывать шляпы в воздух. В этой музыке есть что то неистовое. Если бы Равель захотел, он мог бы довести аудиторию до полного исступления. Но Равель не таков. Внезапно музыка стала спокойнее, словно композитор вдруг вспомнил, что на нем визитка и что приличному человеку не подобает так буйствовать. На мой скромный взгляд – большая ошибка. Искусство в том и состоит, чтоб не помнить о приличиях. Если вы начинаете с барабанов, надо кончать динамитом или тротилом. Равель пожертвовал чем то ради формы – ради овощей, которые полезно есть часа за два-три до отхода ко сну.
"
А вообще, Генри Миллер не пишет, а дышит, не пишет, а безостановочно думает.




Дотракийская похоронная

Напомнила мне почему-то Мельницу, Двери Тамерлана)) а так да. Отзвук есть.

 

На самом деле тема сложная

Согласен. На свободное состояние уходят годы, увы.

Ты никогда не сумеешь, но будешь пытаться, под этим лежит страх. Уходит страх - уходит и необходимость не видеть человека as is, а пытаться его настроить, чтобы от него не прилетело)) Не боишься себя - не боишься других, позволяешь себе быть собой - позволяешь и другим. А когда ты позволяешь человеку быть им, угадывать и не приходится. Ты знаешь, а не гадаешь.

Очень хочется согласиться, но меня преследует призрак бесстрашной поэтессы Марии Паппер ).

На самом деле тема сложная, так и хочется за разные ниточки ее потащить, а меня вот только на перебрасывание мячиком хватает.

 

Ваш стих  еще несколько лет назад прочитала на Стихах.ру, и диалог с Лоркой в нём, конечно, очень ощущается, так что Габриэль немедля откликается Сан-Габриэлем ). Спасибо, что вы его тут написали, приятно вспомнить. Вообще, так шаришься по сети и натыкаешься на Лорку; запомнился стих одной дамы с форума Семь Королевств:

 

Дотракийская похоронная

 

Едет кхал в ночные земли,
Разгоняя птичьи стаи,
Он уходит за край неба,
И закат горит на стали,

 

На клинке кривом, блестящем,
Как огонь в ночной пустыне...
Чуть прикрыв глаза, как спящий,
Едет кхал в седой полыни.

 

Едет кхал в ночные земли,
Смуглый и золотоглазый,
А закатный пламень меркнет
В небе цвета хризопраза.

 

Наползает тьма с востока,
Словно плащ, скрывает раны,
Светит лунная дорога
В черноте обсидиана.

 

Едет кхал в ночные земли
На гнедом коне ретивом,
И коса ночного цвета
Сплетена с блестящей гривой.

 

Он доедет и навесит
Полнолуний медальоны,
Световым аракхом месяц
У него блеснёт в ладони.

 

Ночь идёт, и сохнут слёзы,
В травы полночь сеет росы...
Полетели ясны звёзды
Бубенцами кхалу в косу.

 

Правда, сразу влияние угадывается?

А вот с Фейхтвангером у меня Федерико Гарсиа никак не ассоциировался.

Например, чтобы больше не пытаться угадать, кто что хочет слышать, хорошо бы уже уметь это угадывать. Знать, от чего и ради чего отказываешься.

Ты никогда не сумеешь, но будешь пытаться, под этим лежит страх. Уходит страх - уходит и необходимость не видеть человека as is, а пытаться его настроить, чтобы от него не прилетело)) Не боишься себя - не боишься других, позволяешь себе быть собой - позволяешь и другим. А когда ты позволяешь человеку быть им, угадывать и не приходится. Ты знаешь, а не гадаешь.

 

Ницше в итоге меня разочаровал излишней осторожностью, которой от него не ждешь. Ну... ладно.

 

Ох, Лорка... и вообще вся испанская тема. У меня самого иногда такое настроение. особенно если я Фейхтвангера перечитал. М-м-м... сам балуюсь))

 

Вот полночь бьет, а я не там, где стадо,
Но там где сердце, полное греха,
Вакханкой бывшею стоит чума в Саграда
Лицом задумчива, смиренна и тиха

А я в канаве пьяный без вина... мой Габриэль,
Мне не мила Гранада,
Не мил Толедо и не мил Утьель
Нет, не на службах их моя награда

Не в постной тишине, не в высоте колонн
Не в лицемерных кружевных вуалях
Не в каменных стенах Эскориаля
Под стаями кружащихся ворон...

 

Глухая полночь новолетья - страсти.

Местами его вакхическое буйство напоминает мне Ницше.

Действительно.

Хотя после Ницше трудно не видеть Ницше повсюду...

Думаю тут по случаю, что Аполлон без Диониса утомительно скучен, а Дионис без Аполлона утомительно криклив; а вот между двумя крайностями отыскиваются притягательные штуки - взгляд Сикстинской Мадонны, чёрное горе точёных строк Лорки... У самого Генри Миллера в "Тропике Рака" хорошо выдержан ритм: как только начинаешь утомляться, объевшись пошлой бытовухой, он обрушивает на тебя медный таз ).

 

И насчет честности согласна, очень правильный посыл. Правда, тут многое зависит от содержания головы художника — если там, скажем, нет ничего, кроме лозунгов или наива, честность не вывезет. Та честность с самим собой, про которую вы говорите, всё же предполагает и способность посмотреть на себя со стороны, и, подозреваю, ещё кучу скиллов, которую вы как бы сконцентрировали в одной точке. Например, чтобы больше не пытаться угадать, кто что хочет слышать, хорошо бы уже уметь это угадывать. Знать, от чего и ради чего отказываешься.

Местами его вакхическое буйство напоминает мне Ницше. А от художника, как по мне, нужно одно - он должен быть честен. Да, если ты честен сам с собой, ты живешь без кожи в банке электролита, но тебе не надо больше думать о прокладке между собой и адресатом. Ты больше не пытаешься угадать, кто что хочет слышать. Тебе вообще плевать, есть ли они, эти желающие. От избытка сердца говорят уста - тот, кто написал это, услышит тебя все равно, и тебе хватает.


Обратные ссылки на эту запись [ URL обратной ссылки ]

Обратных ссылок на эту запись нет

Апрель 2024

В П В С Ч П С
 123456
78910111213
14151617181920
21222324 25 2627
282930