"Арена" - первая игра по вселенной The Elders Scrolls, положившая начало легендарной и любимой серии. Какие впечатления сегодня вызывает она, игра 1994 года? Казалось бы, такую древность надо оставить на полке и в ностальгических воспоминаниях. И все же вы получите непередаваемый опыт, если начнете ваши приключения в Тамриэле с первой главы.  

вперед без страха и упрека

В ночь на второе месяца Утренней Звезды в Хаммерфелле выпал снег. Местные жители из числа редгардов надели разноцветные теплые плащи. А вот моя зеленовласая зеленоликая аргонианка провела половину ночи на улице, отстреливаясь огненными шарами от людоящеров и всякой нечисти, так третирующей поселения Империи Тамриэль в темное время суток, словно это «Майнкрафт» какой-то (кстати, и графика похожа). Немного посидела в таверне под гвалт посетителей и шумную музыку. Но часы текли томительно долго, а засыпать было нельзя. Стоило щелкнуть по значку с изображением костра и сомкнуть глаза, как являлись представители Темного братства.

Дело в том, что я взялась помогать принцессе города Белкар Гард, а проблемами она меня загрузила: то какое-то знамя ей добудь из катакомб, то спаси ее сестру из подземелья. И вот враги принцессы, к коим относилось Темное братство и Подземный Король лично (кто бы он ни был), мне тоже объявили вендетту, срывая каждую попытку отдыха. И так и не отвязались, пока я не сдала квест. Шкала здоровья у меня изрядно поуменьшилась, не говоря уже о потраченных нервах, но в итоге я была очень довольна, на полученное в награду золото купила новый посох в магазине “Драконье обмундирование” и отправилась дальше проверять, реальны ли легенды Тамриэля и исследовать эту удивительную землю.

Карта и приветствие

Начало долгой истории

Запуская «Арену», вы тоже можете пережить множество подобных приключений. Если вы не совсем новичок в мире Древних Свитков, конечно, вы слышали сказание о том, как подлый маг Джагар Тарн предал Уриэля Септима VII и запер его в Обливионе, а сам воссел на трон вместо свергнутого монарха под его личиной.

Пришло время стать частью этой легенды, если вы еще этого не сделали. И разумеется, перед тем, как встретиться с окаянным Тарном и начистить ему морду, вам придется обойти всю Империю. Подумать только, задолго до TES Online и даже Даггерфола в рамках одной игры мы могли побывать и в Чернотопье, и в Эльсвейре, и в огненных недрах древней крепости двемеров Дагот Ур! 

Тогда они еще не знали...

Как гласит легенда, изначально разработчики планировали создать что-то вроде "Мортал Комбат" (отсюда и название "Арена"). Но решили немного проработать детали, а потом еще немного... А в итоге они подарили нам целую вселенную! Тамриэль здесь во многих аспектах повторяет саму реальность.

В этом фэнтезийном мире жители городов одеваются по погоде, меняется время суток, можно общаться и выпивать в тавернах, выполнять квесты, отмечать праздники, сражаться разнообразным оружием с не менее разнообразными монстрами или создавать заклинания, торговать, исследовать мир,  – словом, наслаждаться игрой и вести жизнь героя.  На выбор вам дается несколько рас. Только орки пока это просто монстры. Аргониане выглядят пострашнее нежити, но наделены полезными умениями. Хаджиты от эльфов или людей визуально отличаются разве что цветом лица. Характерные заостренные уши эльфа, хвост или шерсть представителей зверорасы могут предстать перед вами разве только в воображении. Но все равно есть где развернуться при создании персонажа.

Экран персонажа

В начале пути придется нелегко, уж поверьте. Особенно если вы ухитрились сбежать из имперской тюрьмы в ночь. Помню свои первые впечатления от игры. Это отчаяние и полная растерянность. Мчишься в темноте по бесконечно широкому пространству и надеешься, что сейчас попадется какой-нибудь указатель или квестодатель, который объяснит, куда меня, Обливион побери, занесло. Попадается агрессивный гоблин с алебардой. Ой, кстати, а как тут драться?.. Водить мышью по столу и видеть, как компьютер преобразует эти движения во взмахи меча вашего персонажа? Серьезно?

Но зато, когда вы немного разберетесь, то увидите, насколько это полноценный игровой мир, по разнообразию возможностей и атмосфере не уступающий более поздним шедеврам Bethesda. Тут есть быстрое путешествие (на лошади!) и заклинания невидимости или левитации, немало видов оружия и брони (и магия, разумеется). А еще диалоги с многочисленными обитателями Тамриэля, в целом приятная музыка и потрясающая атмосфера. Например, идешь по подземелью. Факелы колеблются на ветру. На полу лужи крови. Тут раздается бой барабанов. Сразу же вспоминается проход через Морию у Толкина во "Властелине колец". Еще можно выламывать двери и разрушать стены, писать себе заметки в карте пером. А если злоупотреблять горячительными напитками в тавернах, вместо спасения мира ваш герой может просто спиться!

Похоже на магию? А это она!

Так что, пожалуйста, не спешите бросать игру спустя 10 минут после запуска, а постарайтесь разобраться. Когда нет четких инструкций и понятных правил, проявите хитроумие и инициативу. Клянусь Азурой, вы вполне сможете обеспечить себе довольно комфортное прохождение! Например, заклинание «Свет» превратит блуждание в потемках в уверенное исследование местности, «Силовое поле» не даст помереть от случайного неведомо откуда прилетевшего проклятья, «Невидимость» позволит пробегать мимо многих врагов и даже запросто наносить им удары, и они ничего не смогут вам сделать.

Пока не прокачаетесь, можно побеждать монстров хитростями, например, расстреливая их сквозь стены у дверных проемов или убегая за преграды, которые глупые чудища пересечь не догадываются. А вы можете стоять практически напротив и расстреливать их из лука. По идее, взяв на вооружение инфу из гайдов, можно даже сделаться неуязвимым и пройти всю игру супербыстро. Но это скорее будет скорее плодом злоупотребления багами и недоработками, чем доказательством собственной доблести и крутизны.

Призрак Рии Силмейн - его сыграла вживую актриса

Путь героя непрост. Но погибнуть не страшно. Страшно после этого посмотреть в глаза призраку Рии Сильмэйн и выслушивать ее упреки. Иногда во сне является злобный Тарн и, сверкая красными глазищами, пытается привлечь вашего персонажа «шикарным» предложением: он вас убьет, чтобы вы потом могли восстать как нежить и служить ему. И никак до бедняги не доходит, почему вы не соглашаетесь.

Чем-то напоминает третью главу TES: легендарный Морровинд, в котором вашего Нереварина с какого-то времени начинают преследовать странные видения с фигурой в золотой маске. Истоки и идеи очень многих вещей в более поздних играх вы сможете обнаружить в «Арене», что неудивительно. До чего приятно осознавать, что вселенная Древних Свитков была практически такой же неизменной и увлекательной с самого начала! Тут даже можно найти легендарные артефакты типа посоха Магнуса или клинка Хризамер, если хорошенько поискать. 

Терпение и труд вознаграждаются

несколько ложек дегтя

Но, конечно, недостатки в «Арене» тоже  есть, и на них сложно закрывать глаза. Например, тут много багов. По заверению автора одного из гайдов, система брони не работает. Совсем не работает. То есть можно не заботиться о том, чтобы добыть лучшую эбонитовую броню, а оставаться хоть в том, в чем из тюрьмы сбежали. Должно быть, в глазах неигровых персонажей это будет колоритное зрелище. 

Чувствуется еще недостаточная оформленность мира: смешались в кучу какие-то ведьмы, минотавры, призраки, вот гильдия магов борется с какими-то культистами, в каждой деревне есть король или королева, а вот жрица бога пауков ставит ультиматумы всем босмерам. Чувствуется, что местами “Арена” еще подпитывается мифами и легендами из реала. Пока еще тут големы и гомункулы вместо атронахов и даэдра/дейдра. Но кровожадны и кусачи по отношению к смертным эти существа одинаково. 

Графику в «Арене» я уже припоминала не самыми добрыми словами. Полчаса странствий, - и имеет смысл в реале использовать зелье, именуемое «глазные капли». 

Но несовершенства графики разработчик предлагают компенсировать воображением. За многими дверями ждет описание того, что вы видите, причем в самом буквальном смысле, - в виде всплывающего текста. Такие надписи об увиденном, услышанном, даже учуянном возникают тут и там. Правда шрифт в "Арене" словно Шигоратом разработан, чтобы сводить игроков с ума. Читаю в дневнике, что должна сделать моя героиня: "Kiss ice golem" ("Поцеловать ледяного голема"). "Ничего себе!" – думаю. – "Вот это тут квесты!". Потом до меня доходит, что, видимо, имеется в виду kill ice golem (убить), просто это сложно разобрать. Ну, ладно, это еще куда ни шло.

Кстати, русификатор для этой игры существует. Его можно и даже нужно скачать (и я так и сделала, даже шрифт стал вроде поразборчивее). Перевод очень хороший, а загадки, которые периодически преграждают вашему герою путь к заветной цели, отличаются в русской версии особой креативностью. Да, тут мало прокладывать свой путь через рощи и лабиринты мечом или заклинаниями. Разработчики намерены испытать ваш ум. 

Арена зовет!

ИТОГ

Это тот же прекрасный и удивительный Тамриэль, что и в поздних, более зрелищных и более комфортных для прохождения играх Bethesda. И если вам нравится эта вселенная, не упустите возможность испытать себя на «Арене». Проходить эту игру весьма интересно, хотя и несколько однообразно.

Как и в прочих играх TES, после прохождения основного квеста вы не видите финальных титров, но сможете продолжать свои приключения в бескрайнем Тамриэле. Выйдя из дворца после тяжкой битвы с гнусным Тарном и заслужив благодарность настоящего императора, моя героиня увидела, что в Тамриэле как раз наступила весна. До чего же приятное ощущение – исправить вселенскую катастрофу и вернуть в фэнтезийное королевство мир!

23

Комментарии

Добавить комментарий

По опыту игры в Daggerfall, с одной стороны, хочется поиграть в нечто подобное, но с другой стороны, слишком болят глаза от подобных игр и это не метафора. То ли слишком низкое разрешение даёт о себе знать, то ли ещё что-то, не помню точно. Хотя, например, в Might and Magic 7 подобного не замечаю.

Atamiq1, вопрос с графикой отчасти можно решить, подбирая фильтры сглаживания в продвинутых версиях DOS-BOX-а.

Lord RZ
администратор
01.09.2022 — 21:22

Hangman, сейчас Арена играется прямо из стима бесплатно и без смс.

Lord RZ, это другое. Но и в этом случае возможно некоторые фишки видюхи могут помочь.

Lord RZ
администратор
01.09.2022 — 20:33

Спасибо, прямо руки зачесались поностальгировать, может, и дойду. Раньше люди горели своим делом очень старались, чтобы использовать все свои скудные средства на создание атмосферы, каждую деталь облизывали, а сейчас тупо на работу ходят карьеру делать, и это уныло. Поэтому в старые игры полезно поиграть, чтобы напомнить себе ту неповторимую атмосферу самой зари зарождения нового искусства. Мы сейчас можем посмотреть первые фильмы и поиграть в первые большие игры с историями, и это знакомство стоит свеч.

Экран персонажа Вера Аргонианин

Когда графика первого ТЕСа настолько сурова, что я там вижу вместо аргонианьши, что-то похожее на драугра, гуля и т.п. (☉﹏☉)

Deska
модмейкер
автор
02.09.2022 — 15:27

ZEYGEN, О, признаюсь, мне тоже казалось, что моя героиня не пришла из Чернотопья, а из какого-нибудь кургана откопалась :) Но аргониане в "Арене" "плавают в воде и лаве в 2 раза быстрее и тратят на это в 2,5 раза меньше выносливости". И это чувствуется в игре. Облегчает прохождение.

Уровень 20

Ого, сколько там набегать надо) Хотя, чистый маг растет, нв, раза в полтора быстрее комбинированного класса. Я за BattleMage'a играл

И броня, по моему, нормально работает (а я и играл на 1.07), просто - магия рулит, а маги не могут носить тяж, но при этом все могут. И за дешего, заполнение книги закл обходится в сотни раз дешевле покупки зачаренного эбония - а пользы в десятеро больше дает

Deska
модмейкер
автор
02.09.2022 — 15:29

Solьwing Darestraight, Спасибо за комментарий! :)
Мне попался крайне полезный гайд в Стиме. Там автор путем каких-то измерений и расчетов пришел к такому выводу: "

Официально заявляю. Система брони в этой игре НЕ РАБОТАЕТ. Враги наносят одинаковый разброс урона, как "голому" персонажу (броня +10), так и полностью закованному в эбонит рыцарю со всеми эбонитовыми аксессуарами (броня -43). При этом шанс попадания у всех врагов одинаковый при любом показателе брони, и составляет 33%-73% чистого рандома."

steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=2815981883 - вот этот гайд.

Ммм.. В принципе, не исключено. Это же Беседка
За манаюзера это способно быть незаметным - хил / щит-закла / маг защита

Но я помню, как сомневался со всей этой "минус-системой".. И долго не носил броню вовсе. Места постоянно не хватало. Затем нашёл зачаренную бижу (пару предметов) - а она Вся на ДЕФ, при чём: по кругу(!), это много - напялил поясочек, амулетик, уж довесил этот говённый кожаный комплект на -3 (лучшее, что мог себе позволить мой "горе-маг", как я тогда думал) ..и о чудо - супротив всех ближайших минотаверов, рыцарев, кольчугоносцев мой маг стал раза в 2 живучее, сразу меньше кастить хил пришлось, замесы явно легче пошли. Однозначно. Так что, у меня нет повода соглашаться со всякими проверяльщиками - я всё видел сам. А багнуть.. да - могло у него там когда угодно. Мы все знаем, почему)

По итогу у меня получился люто-бронированный и живучий паладинчик на базе баттлмэйджа. Милишник-мечник с двуручем \ подхилом \ заклой "Щит" \ постепенно разогнавшимся, иммунитетом к магии \ и с, где-то, 60+ AR в каждом углу по кругу - на артефактных амулетах и колечках, и, кнш, стандартных эбонитовых цацках. Который, при необходимости, и фаерболльнуть по лбу мог. Приспешник ХермаМоры, отожравшийся на всяких Инфиниумах). Абсолютно неубиваемый уровня так с 13го. Как раз, когда заклинание сопротивления парализации дошло до ~100%. Против самой опасной гадости в 1-2 Свитках (да и 3-их). А следом, ещё через пару уровней - просто 100% отражение любой магии. Чтоб уже не выбирать нужную стихию по факту агрессии, а на всё разом.
В отличие от ТЕС 3-5, в Аренке заклы - ого-го, сколько действуют. И насколько сильны

Для тех, кому сложно самому играть в "Арену", советую прочесть её атмосферное прохождение от OldAntiquarian. Чтиво долгое, но вы не пожалеете.

pikabu.ru/story/the_elder_scrolls_arena_chast_1_8596897
pikabu.ru/story/the_elder_scrolls_arena_chast_2_8606072
pikabu.ru/story/the_elder_scrolls_arena_chast_3_8625693
pikabu.ru/story/the_elder_scrolls_arena_chast_4_8639606
pikabu.ru/story/the_elder_scrolls_arena_chast_5_8658954

Очень хороший обзор, приятно читать.

Чувствуется еще недостаточная оформленность мира: смешались в кучу какие-то ведьмы, минотавры, призраки, вот гильдия магов борется с какими-то культистами

Тоже кажется, что такая всеядность признак некоторой, м-м, эстетической незрелости, но судя по всему создатели Свитков считают это не багом, а фичей. Гаргульи, друиды, единороги, слоады... паноптикум.

Deska
модмейкер
автор
03.09.2022 — 19:17

nihille, Спасибо! :)))

Ну, наверное, вначале это действительно было признаком незрелости, а в дальнейших играх - возможно, намеренными отсылками к Арене.

Deska, Пишите ещё!

К слову, русификация случайно не та, которой занимались когда-то Морендил сотоварищи? Шрифт вроде бы тот же самый; приятно было бы услышать сквозь века знакомые никнеймы, так сказать )

Насчёт намеренных отсылок — соглашусь, вполне вероятно. (Мне просто малость кисло оттого, что мир Свитков не становится более цельным и оригинальным — хотя под шумок креации, позволяющей одним махом снести аж целые джунгли в Сиродиле, можно подчистить что угодно — а наоборот, всё больше напоминает то ли ноев ковчег, то ли энциклопедию религии и мифологии с бонусами. Но это, наверное, обычное нытьё моррофила, который после комуники и клиффрейсеров столкнулся с картофелем и дриадами ) ).

Перевод ESN'овский, да
Так-то там по вселенной хватает экзотики. Её просто не стремятся воплощать на экране в рамках [нерентабельного по современным меркам] одиночного приключения.

Продукт, давно сделав имя, и так - продаётся. Значительная часть концепции того, что вышло в 2011 - было придумано ещё в конце 90х. Лет за 15 до релиза. А те суммы, которые нынче приняты в АААА (4) сегменте (и о которых мечтают все вкладчики и акционеры, снабжающие индустрию), Свитки в своём привычном виде ни за что генерить не начнут. Только если все подряд плагинчики превратятся в микро-транзакционные ДиэЛСи.. но тогда их Смысловая составляющая необратимо изменится навсегда.
Уже даже всякие ААА (3) игры отстают от сервис-сессионочек с уже-новой категорией доходности и расходов. Вы все прекрасно знаете лицо современных флагманов гейм-дева - на чём всё там зиждется. Как вам Elder Scrolls с постоянно выходящими главами, и пополняющимися(\изменяющимися) знаниями по вселенной?
ТЕС6-то уже с 2015го существует /что, при этом, не есть так уж плохо, вроде\

Deska
модмейкер
автор
04.09.2022 — 18:20

nihille, Ой, я не знаю, кто автор русификации. Но в комментарии ниже уже ответили.

gkalian
администратор
04.09.2022 — 21:57

nihille,

К слову, русификация случайно не та, которой занимались когда-то Морендил сотоварищи?

К слову, у нас в базе выложен перевод, который делал Мартин для сайта XTes. Сайт нынче закрыт, но сборка не пропала. Есть также и перевод для второй части.

перевод, который делал Мартин

"Перевод" ? Эта?! tesall.ru/files/modi-dlya-drugikh-igr/12569-sborka-arena-s-rusifikatorom
Там из кириллического текста только лаунчер с 4 строками настроек, написанный этим Мартином, и установщик. Он ничего не переводил. А игра в архиве полностью на енге CD-версии 1.7.
[ Запуск с образа - соглашусь, удобный: сэйвы отдельно чётко лежат. А версия эмуля - совсем древняя и деревянная 0.74 по сравнению с SVN ]

gkalian
администратор
05.09.2022 — 06:10

Solьwing Darestraight, интересно. Мне почему-то казалось, что это Мартин не просто сборку сделал, а перевод интегрировал тоже. Что ж, в таком случае, у вас есть русификатор или его толкьо на ЕСН делали?

Только на ЕСН, под версию 1.06 (флоппи)

Информацию, будто в 1.07 добавили только озвук роликов и Никаких Патчей, имеет смысл ставить под сомнение. Ибо: Предание старины глубокой. Но на ЕСН приняли решение - не заморачиваться

gkalian
администратор
05.09.2022 — 06:22

Solьwing Darestraight, печаль беда.
Что ж, поправлю ссылку, раз такое дело.
Спасибо!

Solьwing Darestraight,

Перевод ESN'овский, да

Спасибо за разъяснение ниже.
Хорошо, что старые добрые прожекты остаются полезными.

Так-то там по вселенной хватает экзотики. Её просто не стремятся воплощать на экране в рамках [нерентабельного по современным меркам] одиночного приключения.

Ну, акавирское влияние в Имперском городе пропало не сейчас, а в 2006-м году :). Так же как влияние культур хаджитов и аргониан в Леявине — с лупой не отыщешь. При том, что в Бруме "нордскость" вполне чувствуется.
Вообще, волнует-то меня отнюдь не количество экзотики (если уж говорить об экзотике), скорее, степень её проработки.
Например, мне была понятна семантика данмерских храмов — то есть, люди, которые их придумали и воплотили, разбирались в предмете. Или древние данмерские крепости — в них действительно узнаёшь крепости, а полусферические постройки с тамбурами в их комплексах как раз целесообразны для пыльных бурь. По погребальному инвентарю в гробницах можно было понять, к какому Дому они относятся. Планировка Альд'Руна ясно показывала, что это древнее поселение, разросшееся вокруг Скара, и что его очень удобно оборонять, в отличие от регулярно застроенной, явно более молодой Балморы. То есть, то, что я наблюдала вокруг, соответствовало и постепенно вкуриваемому лору, и здравому смыслу, и моим, худо-бедно, знаниям в области истории культуры — и было интересно внимательно вглядываться в мир, он словно с каждым шагом становился убедительнее и красивее.
Контрпример: айлейдские руины разрывают мне сердце. Это не города. Это не храмовые комплексы. У них тупо нет предназначения, оно никак не прочитывается — разве что считать таковым сбор ништяков Чемпионом Сиродила.
Где-то так.
Окажется ли следующий сингл сделанным с умом, любовью и заботой, думаю, вопрос не только ожидаемых от него доходов, но и, так скажем, культурного багажа его создателей.

Ок. Теперь потенциально знаю что её с большим шансом таки перевели на 100%. Ибо из того что знал ранее перевод был лишь частичным.
Броня...возможно в реале сюда-же подходит и описание бага Багер...тьфу-ты...Дагерфола: система брони и оружия работает, но! мобген генерит монстров в данжах на основе показателей снимаемых с игрока, итого в игре рулит маг в обносках, ибо такая комбинация генерит слабых мобов с низким показателем брони и урона.
Хорошая статья. ... но да, по скринам шрифт не радует, и никакие фильтры тут боюсь особо не помогут.

да врядли, впервые слышу.. просто автоскейл от единственной циф0рки -
уровня экспы протагониста

спаун по списку, дроп с контейнеров (в т.ч. инвентарь актора и шмот на продажу), шанс\сила\длительность закл. В последующих итерациях - влияние на магию отвалилось после ТЕС2 || появился автокалькулятор статов от уровня носителя в ТЕС3, но был редко задействован || появился оффсэт +- от уровня ГГ в записи актора вне лвл-листа, и автокальк стал повсеместным в ТЕС4 (ну, ещё лвл-листы стали из-коробки много-уровневыми - один в другом, ещё в третьем итд; хотя могли такое ещё в ТЕС3, но там не было тотального автолэвэла, макс = 20+ из 70-74 \ а в Обле полный спектр из уровневых списков начинает спаунится с уровня 42-45 из максимальных 50-52).

Deska
модмейкер
автор
03.09.2022 — 19:21

Пакость, Спасибо!
Ну, при прохождении моему персонажу-магу без какой-либо брони являлись все более и более могучие враги. В финале вообще личи с огненными демонами толпами бросались.

Авторизуйтесь, чтобы оставить новый комментарий. Или зарегистрируйтесь.