Итак, для тех, кто не может ждать локализации, состоялся релиз большого сюжетного дополнения для Diablo III. Встречаем, Reaper of Souls, обещающий стать здоровенной такой вехой в долгой полосе неожиданностей (не всегда приятных, к слову), которой стала оригинальная игра.
Вспомним, как выходил третья часть главного симулятора фарма и сбора барахла в условиях фентезийного мира. Игра вышла 15 марта 2012 года и получила довольно неоднозначные отзывы. Кто-то новую Дьяблу боготворил, называя лучшей игрой всех времен и народов, а кто-то плевался ядом, призывая на головы Blizzard потоки адского пламени и т. д. и т. п., обвиняя их в окончательном убийстве серии. Люди же самые здравые (каких было меньше всего) вяло указывали на не самую продвинутую графику, не всегда нужную привязку к серверам battle.net, не слишком яркую систему лута, ненужный и откровенно читерский игровой аукцион и прочие реальные недостатки. Но кто же таких слушает. Несмотря на подобные споры, ничто не помешало Diablo III разойтись тиражом в три с половиной миллиона копий в первые сутки. Что, кстати, стало большой проблемой — сервера не выдержали и «упали», не продержавшись недели. Громкие заявления разработчиков в духе «Вы потратите месяцы на прохождение!» оказались далеки от истины: первые сообщения об убийстве финального босса появились через пару дней.
В таком вот потоке отрицательных моментов все же имеется и светлая сторона, связанная с самими разработчиками. Как правило, плохие игры остаются такими. К чести Blizzard, команда не бросила своего детища. Последовали десятки патчей, улучшающих все, что можно улучшить. Была проведена гигантская работа с фанатским контингентом, у которого спросили, что им не нравится в игре. В результате мы-таки получили именно то, что хотели (или максимально приближенный вариант): добротную, качественную игру, в которую хочется регулярно возвращаться.
Работа над игрой по-прежнему продолжается. И тут мы возвращаемся к нашей теме: вышедшему большому сюжетному дополнению — Reaper of Souls. Если коротко, то мы имеем пятый акт сюжета, в котором нам предложат остановить ангела Смерти Малтаэля, новый класс — Крестоносца, ну и парочку бонусов. Для дополнения цена в $40 мне казалась неоправданной ничего инновационного DLC не предложит, чтобы отдать за него цену почти целой игры. До тех пор, пока я сам не поиграл.
Сразу оговорюсь. Степень удовольствия от игры во многом зависит от метода прохождения. Если Reaper of Souls вам нужен только для того, чтобы быстренько пробежаться по новым местам, побить новых врагов и на этом остановиться, проходите мимо, для вас игра не будет стоить потраченных средств. Но если вы, подобно мне, решите часами исследовать мир, пробовать силы в новом режиме Adventure, собирая особо ценный лут, скрупулёзно заглядывая под каждый камень — добро пожаловать. Вы не пожалеете ни единого потраченного цента.
Пятый акт начинается с того, что падший ангел Малтаэль нагло и беспардонно похищает добытый кровью и потом Черный Камень Душ. Вашей задачей, понятное дело, становится возвращение украденного, а также преподание осмелевшему и зарвавшемуся ангелу уроков хорошего тона. На пути к цели вам придется прорубаться сквозь армии новых монстров и по новым локациям, в которых ветераны без труда узнают отсылки к столь милой сердцу второй части.
Сюжет… А, кого я обманываю… Все стандартно. Идем вперед с неумолимостью танка Т-90, уничтожая все, что движется. А что не движется — то двигаем и тоже уничтожаем. Иногда болтаем с кем-то, чтобы получить дальнейшие указания, кого нам уничтожать и как (будто сами не знаем…). Время от времени прерываемся на красивые ролики, в которых нам во всей красе демонстрируют, кого, да, да, вы не ошиблись, уничтожать. Для самых внимательных приготовлены скрытые локации, вознаграждающие пытливых лутом и любопытными книгами, проливающими свет на мир игры. Помимо этого нам не покажут ничего революционного. Плохие парни украли плохие вещи, чтобы делать плохие вещи. Убейте их.
Я ни в коем разе не хочу сказать, что все это плохо. Так было всегда, и большего в Diablo и не нужно. Тем более, что последний на данный момент акт все же самый длинный и богатый на интересные события. Нам действительно есть чем заняться, в хорошем смысле этого слова. Никаких унылых квестов в стиле второго акта, только рафинированное удовольствие. Никакого «нажми на две плиты, убей две толпы монстров, принеси два артефакта и НИ ЗА ЧТО не спрашивай, зачем это нужно».
Пятый акт по-настоящему разный. Сюжетные квесты хоть и остались примерно на том же уровне, но все же выигрывают у таковых из предыдущих актов. По пути можно наткнуться на множество сайд-квестов, обещающих множество занимательного. В каждой локации можно найти бесконечное множество подземелий, пещер, ивентов, которые не дают соскучиться. Однажды мне пришлось сражаться с пятью элементалями, к каждому пришлось найти свой подход, из каждого выпал свой лут, а в конце меня ждал просто огромный сундучара с сокровищами! Во время моих похождений я натолкнулся на множество таких ситуаций, но вряд ли увидел хотя бы малую часть всего, задуманного разработчиками. А с новой системой лута и отменой внутриигрового аукциона такие вот походы «по грибы» вообще необходимы!
Отдельное слово стоит уделить именно системе Loot 2.0. Главной идеей этого нововведения было заставить игроков больше времени проводить в игре, чтобы собрать самое крутое снаряжение. Теперь вы не сможете затариться мечом на +50 к атаке. Хотите крутое оружие/доспехи — извольте пойти и лично поубивать тысячу-другую монстров, и, возможно, вам удастся найти что-нибудь подходящее. Разработчики объясняют это желанием вернуть Diablo III статус главного порубальщика монстров. А аукцион в эту концепцию не вписывается. На свалку.
Зато теперь даже самые крутые предметы могут выпасть из кого угодно. Конечно, шансы на это невелики, но ищущий всегда найдет, не так ли? По ходу моего прохождения я обнаружил воз и маленькую тележку новых легендарных предметов, которые достались мне от простых врагов, элитных врагов, мини-боссов, сайд-боссов и Большого и Самого Плохого Парня.
Новые предметы действительно небесполезны. Дело в том, что с выходом дополнения порог уровня поднялся до семидесятого. А с ним выросли и враги. И в числе, и в силе. При этом новые предметы достанутся вам не сразу, так что примерно половину акта придется бегать большей частью в снаряжении 60-го уровня. Так что не рассчитывайте на легкую прогулку: разработчики найдут, чем вас неприятно удивить. Я, например, вынужден был снижать уровень сложности пять раз, пока не убил Малтаэля.
Более того, по достижении максимального уровня и в самом топовом снаряжении вернуться на максимальный уровень сложности мне так и не удалось, ибо играть было просто невероятно тяжело.
Значительной переработке подвергся сам принцип собирания заветных легендарных и прочих самых-самых вещичек. Раньше как было: по сюжету зачищаем локацию, собираем все, что плохо (и хорошо) лежит, бежим дальше. Проходим сюжет, возвращаемся, проходим опять, выслушивая все те же диалоги и просматривая те же ролики. Опять собираем все, и так до посинения. Режим Adventure полностью перечеркивает эту концепцию.
После тотальной первой зачистки локаций первого акта и прохождения сюжета вы можете вернуться в любую точку карты по вашему желанию, минуя унылые сюжетные подробности. При этом после таких походов вас награждают различными плюшками вроде крутого снаряжения и внушительных сумм местной валюты.
Подобное прохождение еще и сопровождается случайно генерируемыми квестами в духе «спаси попавших в беду детей» (где же еще гулять деткам, как не в мрачных подземельях) или «верни мне мой любимый чайничек». Особой проработкой такие задания не блещут и сводятся, как правило, к зачистке отдельных локальных очагов распространения монстров. Но гораздо приятнее спасать детей и чайничек, а не просто носиться по подземельям в поисках заветных +50 к атаке.
Проходя подобные задания, вы получаете особые Осколки. Пройдя все задания на карте и собрав пять штук таких осколков, вы получаете доступ в Ущелье Нефалема. Это, господа, огромное, процедурно генерируемое подземелье. Там вас ждут кучи врагов (куда ж без них) и несколько интересных боссов. В награду за их убийство вам дадут… да, да, да, совсем уж неприличное количество лута. А чего вы хотели? Это Diablo.
Единственное нарекание вызывает только дорога к Ущелью. Она довольно скучна и однообразна, встречаются лишь два-три вида вражин. Будем надеяться, что данный вопрос разработчики не упустят и исправят в ближайших патчах.
Наконец, мы добрались до последнего глобального изменения, подоспевшего с Reaper of Souls. Новый класс — Крестоносец. Товарищ, предпочитающий массивную броню, большие мечи и святую магию. К моменту начала игры мой малыш-Крестоносец еще был не в состоянии дать врагам отведать силу Господа в полной мере, но уже сейчас можно сказать, что класс вышел на славу. По стилю игры он напоминает Паладина из Diablo II и способен более-менее успешно пробивать блоки других персонажей.
Большинство способностей Крестоносца направлены на защиту. Из-за этого может показаться, что класс немного скован и ограничен. Ничего подобного, поверьте. Крестоносец обладает рядом интереснейших способностей, превращающих его в настоящую машину для убийства. Одна из них — способность использовать двуручное оружие как одноручное и брать в освободившуюся руку еще и щит. Ну, вы просто представьте себе картину: здоровый перекаченный мужик, размахивающий огромным клинком и прикрывающийся щитом, несется на вас во всем великолепии… К сожалению, раскрыть всего потенциала этого товарища я не успел, стараясь как можно быстрее пройти пятый акт сюжета. К не меньшему сожалению, новых классов был аж один. Хотя, во время некоторых диалогов проскальзывали упоминания о земле амазонок…
Подводя итоги, хочется сказать следующее. Сейчас, после выхода Reaper of Souls, вновь появилась надежда, что третья часть знаменитой серии сможет удерживать игроков столь же долго, как это получалось у второй. Пятнадцать миллионов проданных копий игры — веское тому доказательство. Новая система лута, интересные геймплейные решения вроде нового режима и многие другие изменения, коснувшиеся игры, пошли Diablo III только на пользу. Так что Reaper of Souls можно считать удачным проектом. Ждем новых, не менее интересных дополнений, позволяющих с новыми силами броситься истреблять тонны монстрятины!