Подведение итогов игрового 2015 года я хотел начать с фразы про закончившееся оливье и отзвеневшие куранты, но потом мне на глаза попался календарь, и фраза потерялась где-то на полпути в закоулках моего мозга. Тем не менее, итоги мы подводить будем, а то, что сделаем мы это в феврале... Это такая фишка! Хотя бы потому, что без итогов года ну никак нельзя — их все подводят. Вот и редакция нашего сайта решила, что игровая индустрия в наступившем году Обезьяны не сможет жить спокойно, если мы не вспомним, что хорошее и не очень свершилось в 2015 году, как это свершилось и чего ждать теперь. Представляем вашему вниманию итоги года по вресии портала TESAll.ru! Поехали!
Первая же фраза, с которой я начну разговор об игровой индустрии в минувшем году, будет настолько банальна, что пальцы у меня болят, пока я жму на нужные клавиши: год выдался бурным. Как бы эти слова ни трактовались, а получается, что так и есть. Событий было много, в их число затесались самые разные. Даже сложно выделить что-то конкретное. Но, основываясь на своих ощущениях, могу начать с минорной ноты. В минувшем году не стало президента компании Nintendo, настоящей иконы всея индустрии, человека, который сделал для игр столько, что хватило бы книгу написать, Сатору Иваты.
Можно по-разному относиться к курсу японского игрового гиганта, который ориентируется на не самый крупный семейный сегмент и японский рынок, но недооценивать вклад Nintendo в индустрию — преступление. И заводя разговор об этом вкладе, нельзя пройти мимо Сатору-сана. Он стоял у первых игр компании, Balloon Fight и Earthbound. Он продвигал приставки GameCube и Wii. С неизменным японским хладнокровием встречал как успехи своей компании, так и её провалы. Его выступления собирали огромные аудитории, даже если речь шла о демонстрации заранее отснятого ролика. Этот человек жил играми, и его потеря невосполнима. Соболезнования семье и компании выразили едва ли не все видные деятели индустрии. Потеря таких людей вызывает неподдельную грусть.
Следующим не самым весёлым, но уж точно одним из самых запоминающихся моментов стали отношения известного геймдизайнера Хидео Кодзимы и его руководства из компании Konami. О конфликте слышали, наверное, все, даром что обе стороны конфликта, следуя весьма своеобразной японской корпоративной этике, хранили глубокое молчание. В марте неожиданно для всех поползли слухи о размолвке между мэтром и боссами из Konami. Для стороннего взгляда это выглядело как гром среди ясного неба — то Кодзима бодро рассказывает о том, насколько крутым получится пятая часть знаменитого сериала Metal Gear Solid, продолжая другой рукой стирать пыль с нашумевшего демо Silent Hills, хоррора, который разрабатывался совместно с Гильермо дель Торро и Норманом Ридусом. Хоррор в апреле отменили (Гильермо, кстати, заявил, что это была его последняя попытка подружиться с миром игр — надоело ему, что проекты вечно отменяют, в киноиндустрии, видимо, такое не принято), а мы наблюдали, как слухи обретают неприятную серьёзность.
Многие сотрудники собственной студии Кодзимы, носившей его имя, анонимно сообщали о том, что напряжённость в отношениях Хидео и начальства возникла уже давно. Соль в следующем: во-первых, Konami явно собирается наплевать на рынок ААА-игр, поскольку это подразделение фирмы приносило сравнительно маленькую прибыль, а во-вторых, в случае с Кодзимой это усугубляется привычкой делать новую игру годами, доводя всё до блеска, дорабатывая какие-то элементы, да ещё и расходуя на это дело огромные кучи вечнозелёной валюты (плюс дорогой и масштабный маркетинг). К июню скандал достиг апогея. Чуть ли не молча Konami просто уволили Кодзиму. Ему дали доделать последнюю игру, Metal Gear Solid V: The Phantom Pain, после чего студию переформировали, переименовали и сменили руководство. Дошло до того, что имя создателя игры в виде логотипа Kojima Production стёрли с обложки игры. Держим в памяти, что во многом это имя делает успех серии. В середине осени оставшиеся сотрудники студии шёпотом сообщили о прощальной вечеринке и упавшем занавесе. На вручении премии The Game Awards Кодзимы уже не было и в помине. Финита ля комедия? Не совсем.
Куда делся Кодзима? Не пропал, не думайте. Его тут же заграбастали к себе Sony, которые, исходя из косвенных фактов, готовы отвалить Хидео кучу бабок и дать безлимитный срок разработки, главное, чтобы он почаще напоминал, что делает эксклюзив для PlayStation. Что получается? С одной стороны, у Electronic Arts появился конкурент в борьбе за трон Империи Зла, а с другой — игроки, предпочитающие играть не только на консолях от Sony, могут, видимо, забыть о творчестве Хидео Кодзимы. Как ни крути, хорошего мало, господа.
Ещё одной темой, о которой вспоминали все, всегда и везде, стала виртуальная реальность. Лично я усматриваю в этом своеобразный юмор индустрии: технология по-прежнему находится в зачаточном состоянии, продажи устройств не стартовали, игры можно пересчитать по пальцам одой руки, но каким-то чудом технология ни на минуту не давала нам отдохнуть от очередной новости про Oculus Rift, Sony Morpheus, Vive и иже с ними.
Виртуальная реальность (по крайней мере, если верить разработчикам, вложившимся в технологию) — это будущее игрового мира. Всё, что мы знаем об индустрии сейчас, не будет стоить ничего, когда VR наконец-то придёт в наши скромные геймерские жилища. Надо сказать, мне идея оказаться «внутри» любимой игры тоже кажется как минимум интересной. Согласитесь, многим можно пожертвовать за, скажем, возможность лицом к лицу столкнуться с драугром в очередном подземелье Skyrim’а и обалдеть от его внушительности и трёхмерности. Но на данный момент не всё так гладко, как хотелось бы. Во-первых, повторюсь, фактически никакого виртуального бума так и не случилось. Я не могу пойти в магазин, купить очки, пачку дисков и наслаждаться. Хотя наступление эры виртуала уже ну очень близко — Oculus VR очень-очень скоро начнёт отгрузку своих устройств в магазины.
Вот только доступность, о которой говорили в компании пару лет назад, оказалась сомнительной. Окончательная цена только устройства — 600 долларов на территории США (для сравнения — любая консоль стоит раза в полтора дешевле). За эти деньги мы получим очки, игры придётся докупать… если они будут. Пока что разнообразия не видать, но это, думаю, вопрос поправимый. Однако чтобы играть комфортно, понадобится компьютер, да не абы какой. Устройства виртуальной реальности имеют очень большое разрешение картинки (два дисплея по 1920 на 1920 пикселей), а картинка выглядит ровно при 60 кадрах в секунду. То есть, чтобы поиграть нормально, вам понадобится очень мощный компьютер с очень хорошей видеокартой hi-end класса. В моих глазах это значительно снижает привлекательность технологии.
Не спорю, рано или поздно выйдут видеокарты, способные удовлетворить требования виртуальной реальности при вменяемом ценнике. Но этот момент, как мне кажется, не столь близок, как хотелось бы. Несомненно, энтузиасты, готовые купить Oculus Rift на старте, найдутся, но вот в том, что VR-технологии в наступившем году станут действительно сколько-нибудь массовыми. Виртуальная реальность пока что опережает время на два-три года. Думаю, компании, участвующие в гонке за рождающийся рынок, понимают, что особых прибылей в 2016 году они не получат, скорее, это инвестиции в будущее. Facebook, Sony и Valve могут позволить себе такие ставки, даже если в конечном итоге они не сыграют. Ведь всегда остаётся вероятность, что через год мне придётся извиняться за опрометчивые выводы. Поживём — увидим.
Другая животрепещущая тема — пиратство. Тут мне придётся слегка заползти и на события 2014 года, и на январь этого, но, думаю, читатели простят такую вольность. Итак, последним словом в вечной теме противостояния цифровых флибустьеров и издателей остаётся великая и ужасная Denuvo. Это, если вы пропустили, такая система цифровой защиты, которая использует принцип постоянной шифровки исполняемого файла игры. В подробности работы защиты вдаваться не будем, достаточно сказать, что разработчики позиционируют свою систему как невзламываемую. Так ли это? Как сказать. Первой игрой с Denuvo была вышедшая ещё в 2014 году хардкорная экшен-RPG Lords of the Fallen. На момент выхода её не взломали, как и FIFA 15. Dragon Age: Inquisition стала куда более серьёзным вызовом пиратам, и тут хакеры всего мира взволновались не на шутку. В общей сложности на взлом у китайской команды 3DM ушло более трёх недель. С одной стороны, технология пала, с другой — сроки появления кряка не внушали надежды, да и, строго говоря, полноценным взломом это назвать нельзя: пираты просто обошли защиту, эмулировав среду Origin. И всё же 1:0 в пользу торрентов.
Новым ударом стала ПК-версия GTA V, на которой мы переходим уже к 2015 году. Тут опять же пришлось потрудиться, но взлом появился даже быстрее, чем в прошлый раз. Первые версии таблетки были нестабильны, требовали перевода времени на компьютере, приводили к вылетам и прочим неприятным последствиям. 3DM работали в поте лица, и уже к третьей версии кряк стал вполне рабочим, а пятая так и вовсе вышла железно стабильной. Труднее было с Batman: Arkham Knight. В случае с этой игрой, о которой более подробно речь пойдёт ещё ниже, пираты столкнулись с модифицированной версией защиты, которая опять смогла поставить всех, включая китайцев, в тупик. Пару месяцев издатели праздновали победу, пока никому до этого не знакомая команда CPY из Италии за три дня выложила подряд кряки ко всем трём ранее не взломанным играм: Lords of the Fallen, FIFA 15, Batman: Arkham Knight. Решительная победа, так сказать. Вышедшие в начале сентября Metal Gear Solid V: The Phantom Pain и Mad Max продержались, несмотря на очередные модификации защиты, дней десять. Счёт угрожал стать разгромным.
Но к концу года пиратам многое приходится переосмыслить. Just Cause 3 обзавелась который раз модифицированной защитой, не поддающейся взлому второй месяц подряд. Уже в январе представитель группы 3DM сделал заявление, в котором объявил о конце эры пиратства. По его словам, методы шифрования цифрового контента достигли такого уровня, при котором опытной команде хакеров на взлом оной игры требуется огромное количество времени. В таких условиях пиратам уже не стоит надеяться на работающий кряк через пару часов после релиза. Всё больше студий будут отдавать предпочтение Denuvo и её последователям (а они появятся наверняка), а компании вроде CD Projekt RED будут исключением из правил. Взламывать игры станет невозможно, считают в 3DM. Драконовские меры защиты убьют пиратство. На основании этого хакерская группа объявила, что берёт тайм-аут сроком на год, за который планируется «изучить индустрию» и принять решение о дальнейшей деятельности. А тем временем Denuvo появляется во всё большем числе проектов…
Но я позволю себе поинтересоваться: к добру ли это или к худу? Не случайно выше я упомянул поляков, выступающих категорически против любой DRM. Их главная игра, The Witcher 3: Wild Hunt, распространялась через сервис цифровой дистрибьюции GOG.com, где защиты нет вовсе. Да, игра появилась на торренте заранее, патч первого дня, активирующий прелоад игры слили за пару минут. Думаете, это как-то взволновало студию? Ничего подобного. Миллионы копий игры разлетелись, как горячие пирожки. Персональные компьютеры, эта жуткая обитель пиратства, стали основной платформой, принёсшей большую часть дохода. Прибыль от продаж The Witcher 3 исчисляется сотнями миллионов, бюджет разработки был отбит несколько раз, игра имела огромный коммерческий успех, разработчики сообщили, что политику свою менять не намерены, а их следующий проект, Cyberpunk 2077, станет больше и круче «Ведьмака», но защиту они ставить не собираются.
Действительно, а зачем? Ведь это немалые траты при сомнительном росте дохода, который и без того велик. Хотите пример более широкий? Французский издатель Ubisoft, едва ли не яростейший в недавнем прошлом поклонник жесточайших мер защиты игр, публично признал, что в DRM нет никакого смысла. Они отказываются от мер по защите своих игр, оставив лишь стандартные системы, которые пираты ломают с закрытыми глазами. Снижение продаж при этом если и есть, то связано отнюдь не с пиратством, это издатель также признал. Правда, глядя на успехи Denuvo, издатель мнение поменял, заявив о наличии защиты в ряде свежих проектов.
Я не пытаюсь оправдать пиратов, хочу лишь сказать, что действительно хорошая игра принесёт разработчикам деньги независимо от сложности системы защиты. Достаточно сделать такой проект, который захочется купить, и его купят. Игроки в большинстве своём ведь не злые одноглазые бородатые мужики с попугаем на плече, только и думающие, как разорить богатых боссов игровых компаний. Увы, метод «делай хорошие игры» кажется намного более сложным, чем вариант с покупкой лицензии на Denuvo…
Ещё одним значимым событием года, мимо которого мы просто не могли пройти, стало нововведение от нашей любимой студии Bethesda. Напомню, что разработчики The Elder Scrolls совместно с Valve придумали гениальный метод поддержки модмейкеров. С одной стороны, магазин пользовательских модификаций должен был дать энтузиастам, создающим плагины, возможность заработать на своём хобби. С другой, волна возмущения была невиданных масштабов. Достаточно того, что никакая новость на нашем сайте не набирала столько комментариев, как сообщения о платных модах. Авторов тех нескольких модификаций, которые были представлены в платном доступе Steam Workshops, захлестнула волна ненависти. Valve и Bethesda решили не рисковать репутацией и пошли на попятный. Но звоночек был, согласитесь, не самый приятный. В конце концов, большинство популярных модов и без того можно поддержать деньгами, только в добровольном порядке, а идея сделать все моды платными, как мне кажется, убила бы саму суть модостроения. И это не говоря о том, что разработчик мода в схеме Valve получал какие-то жалкие проценты с заработанных денег, остальное уходило бы в карман Bethesda и создателей Steam.
Но давайте и о хорошем, а именно — о судьбе Bethesda Softworks. По понятным причинам мы особенно пристально следим за этим издательством, а оно в минувшем году сделало серьёзный шаг вперёд. Речь идёт об отдельной конференции Bethesda на июньской выставке E3. Подобные шоу могут себе позволить только крупнейшие игровые компании, так что не может не радовать факт присоединения к их числу Bethesda. Самое главное — издательству действительно было что показать. Речь не только об анонсе Fallout 4, хотя эта игра стала одним из ключевых событий года (подробнее об этом ниже)., но и о ряде других, не менее интересных проектов. Тут вам и новая часть DOOM, и сиквел Dishonored, и куча свежего контента в The Elder Scrolls Online, и ещё ряд проектов поменьше. Сразу после конференции представители издательства заявили, что шоу вряд ли посторится в 2016, ведь на E3 они собираются поехать только тогда, когда им действительно будет что показать. Правда, несколько недель назад Bethesda всё же анонсировала новую пресс-конференцию… Ждём больших анонсов. Да, вы правильно понимаете намёк. Быть может, нас ждёт The Elder Scrolls VI.
Над созданием новостей на нашем сайте работает много людей. Обзорная статья по итогам 2015 года была бы неполной без мнения тех, кто ежедневно вносит свою лепту в пополнение новостной базы сайта. Предлагаю вашему вниманию особое мнение моих коллег по цеху.
GKalian, администратор
Каждый год я говорю себе, что ничего ждать не нужно, что сыграю всего в один-два проекта, но увы, проекты выходят интересные и занимательные. И все ломается. Ну да ладно, не столь важно это.
Игрой года для меня стал The Witcher 3: Wild Hunt — большой мир, интересная история, завершающая трилогию. Пусть мир не без изъянов и не такой, какой бы я хотел видеть, для меня игра более чем удалась. Вероятнее всего, Pillars of Eternity и Age of Decadance больше RPG, чем Дикая охота, но поскольку я так и не сыграл в эти игры, голосовать за них я все-таки не могу, лучшим рпг-проектом для меня опять же остается Ведьмак, но это только из-за того, что мне не с чем сравнить.
Из всех сыгранных шутеров (а их тоже не так и много), в лучшую сторону я бы выделил Wolfenstein: The Old Blood. Несмотря на то, что игра получилась короткой и вообще представляет собой самостоятельное дополнение, то, что делают с серией MachineGames меня радует. Очень хорошее переосмысление и ремейк старой игры.
Также хотелось бы отметить Life Is Strange — невероятно душевная и теплая игра. Опять же, это не значит, что остальные хуже или не такие интересные, просто зацепила именно эта игра. Плюс довольно удивительно видеть такой продукт от студии, создавшей Remember Me. На всякий случай напомню, это экшн от третьего лица. Их следующая игра - RPG под названием Vampyr. Удивительная студия, которая не ограничивает себя рамками одного жанра, это здорово, не студия года, конечно, но молодцы в любом случае.
Рубрика "Самые ожидаемые игры 2016 года" была довольно трудной. Deus Ex: Mankind Divided, Mirror's Edge: Catalyst, DOOM и Rise of the Tomb Raider (хотя он уже вышел, но на момент голосования-то нет!), и Mafia III, и.. В общем, даже не знаю, что и выбрать. Сложно, трудно, проще не выбирать.
И в конце идет Fallout 4, попавший в "Разочарование года". Я не могу назвать себя ярым фанатом этой вселенной, и всем давно понятно, что классика всегда будет отличаться от новых частей. И все же, я не могу понять, что заставило сделать Fallout 4 таким... таким противоречивым. Студия словно перебросила силы на техническую составляющую игры, подтянув графические примочки — новый алгоритм расчета затенения, DoF и еще много чего, что было описано в отдельной статье. А сюжетную направляющую решила упросить, фракции и квесты были сделаны с меньшими деталями, очень мощный уклон в экшн, а не в рпг. Немного не это ожидаешь увидеть от игры. Неудивительно, что игра пролетела с номинацией "Игра года". Тодд, найми сценаристов и людей, умеющих в RPG, следующие Свитки нам нужны нормальные!
Прошлый год как всегда был богат на игры, правда опробовать все не было возможности. Но в любом случае интересных проектов было полно, и список непройденного растет и растет. Где ж найти-то время?
LordBeleth, журналист
2015 год был действительно годом больших и ожидаемых релизов, но как и для многих, главной игрой, определяющей игрой года, для меня стал Ведьмак. Несмотря на то, что геймплейная составляющая игры всё же вызывает вопросы, поляки из CD Projekt Red смогли создать настолько интересную и насыщенную историю (даже множество историй), которые по-настоящему запоминаются. В персонажей и их поступки веришь, веришь и в этот удивительный мир, бережно и кропотливо возведенный разработчиками. Веришь в измученный войной голодный Велен со своими тайнами, богатый и огромный вольный город Новиград с его бандитскими разборками, а также просто нереально завораживающие виды морозного Скеллиге. В общем нет смысла много разглагольствовать. Игра действительно заслуживает всех тех многочисленных наград, которые получила студия за свою работу. Ведьмак: Дикая Охота — по-настоящему знаковая игра-книга, которая еще на много лет вперёд задаст планку повествовательных РПГ. Одна из лучших игр последних лет лично для меня.
Хотелось бы выделить еще несколько игр, которые оставили неизгладимое впечатление, причем как положительное, так и отрицательное.
Первой нельзя не упомянуть мрачную Bloodborne, которая еще с первых роликов восхитила своим арт-дизайном. Пропитанный пустотой и отчаянием мир вечной ночи заслуживает оваций. К тому же это идейный продолжатель традиций серии Souls, поэтому мне, как любителю данной концепции, игра особенно понравилась. К новичкам же, которые по определенным причинам не смогли совладать с той же Dark Souls, эта игра относится очень снисходительно.
Приятным подарком стала для меня игра еще одних поляков, студии Techland — Dying Light. Казалось бы, что уже ну совсем ничего нельзя придумать нового в изобилии продуктов зомби-тематики, но этим ребятам не на шутку удалось увлечь меня паркурными побегами от очередных орд зомби, а уж до чего тут атмосферные и жуткие ночи бывают...
К слову, о жути. В стане хоррорв для меня очередным фаворитом стала SOMA. Игра получилась крайне атмосферной, довольно страшной и в то же время сюжетно чертовски интересной. Впрочем, от создателей Пенумбры и Амнезии другого и не ожидалось.
И напоследок хочется рассказать о разочаровании года лично для меня, которым стал Fallout 4. Нет, это вовсе не значит, что игра совсем плоха. В ней есть несколько интересных решений, но в то же время вызывающих противоречивые чувства (например, постройка поселений), более или менее интересные компаньоны, но в целом игра получилась довольно скучной, сухой и скудной на интересные квесты (мэм с Престоном Гарви уже не на шутку разошелся по сети). Студия Bethesda, к моему величайшему сожалению, ни на йоту не сдвинулась с уже натоптанных годами концептуальных тропинок. Здесь вы не найдёте никаких воистину свежих решений, как и не найдёте увлекательного сюжета. Очень хочется верить, что если следующая The Elder Scrolls уже в разработке или когда-либо будет разрабатываться, то студия, наконец, вдохнёт что-то новое и интересное в игры, научится, наконец, на ошибках и подарит нам действительно интересную РПГ. К сожалению, по-моему мнению, идея песочницы, в которой ты развлекаешь себя сам, уже не привлекает настолько, как это было раньше. Всё приедается и хочется чего-то нового.
Естественно, это далеко не все интересные игры 2015 года, были и Metal Gear Solid V от мэтра Хидео Кодзимы, с которым у Конами разразился настоящий скандал, взбудоражив геймерскую общественность, и очень неплохая игровая адаптация Mad Max, и любопытная Until Dawn, от которой ничего не ждали, но она по-настоящему выстрелила, и еще множество всего, что можно было бы упомянуть, но мой опус уже и так слишком длинный. К слову, если у вас не было времени сыграть в новинки ушедшего года, то обязательно сделайте это при удобном случае. Поверьте, вас будет ждать немало приятных эмоций.
В 2016 году, хочется верить, нам подарят еще множество интересных проектов, от которых мы получим немало удовольствия. Посему играйте в хорошие игры, поощряйте разработчиков, которые этого заслуживают. Приятной всем, ютной атмосферы на TESALL.RU и побольше сыру.
Корифей, журналист, переводчик
Столько много новых и интересных игр вышло за прошлый год... Да, 2015 получился действительно насыщенным. Стоит тебе отыскать Цириллу в The Witcher 3, тут же выходит Fallout 4. Только закончишь исследовать Бостонскую пустошь, а Империя уже захватывает далекую-далекую Галактику в Star Wars Battlefront. И это лишь вершина айсберга! Спустя целых 11 лет японская игровая студия Kojima Productions громко заявила о себе, выпустив пятую часть знаменитой серии Metal Gear Solid. Также хотелось бы отметить Pillars of Eternity от американской компании Obsidian Entertainment. Весь геймплей прямо-таки пропитан духом «старой школы». Однако это не мешает игре радовать игроков приятной картинкой и красивым миром. В общем, об игровом 2015 годе можно говорить долго. Ведь помимо крупных проектов вышло огромное множество проектов поменьше, которые, хочу заметить, получились не хуже, а в чем-то даже и лучше.
Удачи в новом 2016 году!
От событий глобальных предлагаю перейти к конкретике. В конце января мы объявили всеобщее голосование по выбору лучших игр ушедшего года, в котором приняли участие многие пользователи нашего сайта. Настало время представить победителей TESAll Gamer Awards 2015, которых вы выбрали сами. Редакция новостной службы тоже провела своё голосование, так что в каждой номинации помимо мнения пользователей есть ещё и мнение редакции.
Игра года
Согласитесь, особых сомнений по поводу того, кто возьмёт этот титул, не осталось ещё с мая. The Witcher 3: Wild Hunt просто не оставил конкурентам шанса на победу. В польской студии CD Projekt RED смогли сделать почти невозможное: «Дикая Охота», третий проект студии, стала настоящим явлением индустрии, по которому мы запомним 2015 год. Можно долго рассуждать о достоинствах и недостатках «Ведьмака», мы даже это уже делали (см. рецензию на игру от нашего сайта), но отрицать знаковость этого проекта для индустрии было бы глупо. Масштабная, красивая, сложная, длинная, глубокая, разнообразная — кажется, сколько не пой дифирамбы «Дикой Охоте», всего будет мало. Здесь есть почти всё, чего стоит ждать от хорошей игры. Здесь есть главное, чего стоит ждать от хорошей игры: понимание того, сколько труда разработчики вложили в проект. Этот труд чувствуешь и уважаешь. Этот труд можно назвать главной игрой 2015 года.
Мнение редакции: Редакция абсолютным большинством с мнением пользователей сайта согласна. Во-первых, мы просто испугались закидывания гнилыми помидорами, во-вторых… Как я уже сказал, спорить с тем, насколько великолепной и знаковой получилась игра — бесполезно. И хоть «Ведьмак» полон неидеальных элементов, которые по отдельности не выдерживают сравнения со многими конкурентами, но вместе у разработчиков получился цельный шедевр, недочёты которого не оставляют следа в памяти. The Witcher 3 — это учебник, который будут читать все игровые студии ещё много лет.
Лучшая инди-игра
В этой номинации развернулась самая, пожалуй, горячая борьба. И победитель из этой схватки вышел с минимальным перевесом всего в два голоса. Age of Decadance мы ждали уже очень много лет, что, видимо, сыграло свою роль. Нельзя сказать, что игра вышла совсем без недостатков, но большинство из них относятся скорее к разряду элементов уникальной атмосферы. Чтобы почувствовать это, надо в это поиграть. Если вы до сих пор этого не сделали — сделайте, не пожалеете.
Мнение редакции: Мы честно не смогли выбрать. С одной стороны, есть великолепная Age of Decadance, которой отдали предпочтение наши пользователи. С другой, Undertale берёт своей самобытностью и пиксельным шармом. А ведь есть ещё бесшабашная Hotline Miami 2: Wrong Number и глубокая, цепляющая суровую геймерскую душу Her Story. Но как мне кажется, такое разнообразие прекрасно: инди-сектор всегда был именно такой, невероятно пёстрый и разнообразный, берущий богатством выбора и неординарностью. Остаётся только порадоваться тому, что инди-разработчики остаются верны своим принципам.
Лучшая RPG
Угадайте, кто. Угадали, конечно. Я позволю себе опустить пару-тройку абзацев с моим личным мнением о том, что такое правильная ролевая игра и какой она должна быть — этот спор в рамках сегодняшней темы несколько неуместен. Но наши пользователи решили, что The Witcher 3: Wild Hunt вполне достоин звания лучшей ролевой игры года. Это вполне объяснимо, после выхода игры портал GameSpot назвал игру лучшим представителем жанра за всю его историю. Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что Pillars of Eternity составил Геральту неплохую конкуренцию, уступив не так уж много голосов. Мнение редакции: И здесь полностью совпадает с мнением пользователей. Несмотря ни на что, в The Witcher 3 есть обширная система прокачки, включающая десятки навыков, из которых активировать одновременно можно лишь часть, навыки можно усиливать мутагенами, камнями для оружия, глифами для брони, рунными зачарованиями. И не стоит забывать про всевозможные эликсиры, снадобья, зелья и яды. Ну и нелинейность никто не отменял, как и долгие диалоги и исследование мира.
Лучший шутер
Многие хотели бы видеть Fallout 4победителем в предыдущей номинации, но чего не сложилось, того не сложилось. Ролевая составляющая в Fallout 4 вышла откровенно слабой, особенно в сравнении с предыдущими частями серии. Зато стрельба вышла очень даже бодрой и увлекательной. Оружия в игре много, модифицировать его можно хоть до потери пульса, сам процесс отстрела супостатов обставлен более чем достойно (не зря в помощь разработчикам были привлечены сотрудники idSoftware, в чьём умении делать шутеры никто не сомневается).
Мнение редакции: Как бы хорошо не была реализована стрельба в Fallout 4, эта игра всё же не относится к чистокровным шутерам. А вот Star Wars: Battlefront относится. Тут работали мастера своего дела, которые пусть не реализовали всех запросов игроков, но побегать по пустыням Татуина и ледяным просторам Хота дали. Бластеры и световые мечи к игре прилагаются. Большего фанатам звёздной саги Лукаса и не надо. А вот фанатам шутеров можно помимо Battlefront обратить внимание на идеальный аддон Wolfenstein: The Old Blood. Сферический шутер старой школы в вакууме.
Лучший экшен
Идёт, значицца, беловолосый ведьмак Геральт по лесу. Идёт, бодрые песенки насвистывает. Тут вдруг из-за кустов волки. Пришлось достать меч и надвать по зубастым мордам. Только шкуры закончил собирать, бандиты налетели, непонятно, откуда вообще взялись. Тут мечом махать уже умней надо, потому что и тебя мечом могут взгреть. Ну ничего, не зря кличут Белого Волка лучшим фехтовальщиком Севера, посшибали их с ног Аардом, порубили, двинулись дальше… Леший выполз из-за дерева. Ему твой Аард что слону дробина, даже не чихнул… Да и по уровню перевес не в пользу охотника на чудищ… К счастью, под рукой оказался эликсир, и ловкими уворотами и финтами Геральт взял верх над неповоротливым духом леса. Вот, собственно, краткий пересказ всех причин, по которым лучшим экшеном становится The Witcher 3: Wild Hunt.
Мнение редакции: Хидео Кодзима — это человек, который каждую свою игру должен выстрадать. Его, быть может, за это в том числе и уволили: слишком много времени он тратил на свои проекты. Но результат многолетних стараний даёт о себе знать: в Metal Gear Solid V: The Phantom Pain не стала идеальной игрой, но экшен тут будь здоров. Так что мы в редакции решили присудить звание лучшего в жанре именно пятой главе похождений Биг Босса... или не Биг Босса... Короче, оставим этот вопрос для другой статьи.
Лучшая стратегия
StarCraft II ещё на момент релиза была лучшей. Это тот самый случай, когда долго запрягают, да быстро едут. Заключительную главу истории, Legacy of the Void, рассказавшую нам про борьбу протоссов с Роем зергов, делали неприлично долго, зато титул главной стратегии года уходит к ней по праву. Надеемся, что разработчики уже задумываются о полноценной третьей части.
Мнение редакции: Лично у меня первая ассоциация с жанром стратегий — это студия Creative Assembly и её серия Total War. Ничего глобальней жанр не видел, конкурентам остаётся лишь претендовать на трон короля, даром что прорывов серия не видела довольно долго. Total War: Attila не стал революцией, не добавил чего-то абсолютно нового. Просто новая часть серии, просто вобравшая в себя все лучшие черты предшественников. Рим будет сожжён, господа патриции.
Лучшая адвенчура/квест
Победитель этой номинации — маленькое, но очень важное явление в игровой индустрии. Всего лишь второй проект студии DONTNOD, которая до того выпустила любопытный, местами трогательный, местами спорный, местами стильный, местами откровенно слабый экшен Remember Me. Почему-то всегда принято говорить о первом опыте студии, но здесь я упомянул Remember Me не красного словца ради. Дело в том, что экшен про охотницу за воспоминаниями обладал своей атмосферой и мог похвастать немного наивной, но очень глубокой и сильной историей, не стесняясь при этом заговаривать на взрослые темы и задавать неудобные вопросы. Life Is Strange — такая же. Безумно трогательная студенческая драма с налётом мистики, обладающая восхитительной атмосферой и непередаваемым чувством стиля. Стоит добавить к этому набору великолепный сюжет и примечательных, живых персонажей, и перед нами ламповый шедевр. Если вы до сих пор не поиграли, то настоятельно рекомендую.
Мнение редакции: И все мои коллеги рекомендуют. Конечно, парочка новых игровых сериалов от TellTale способна составить некоторую конкуренцию творению французской команды, но Life Is Strange разительно от них отличается и даже задаёт новую планку качества в жанре. Это лучик светлой ностальгии, заставляющий мозг работать на нескольких уровнях. Маленькие трагедии и большие драмы вполне могут уживаться в одной истории, а игры могут и должны быть искусством — существование Life Is Strange служит отличным тому примером.
Лучший саундтрек
И вновь мы будем прославлять The Witcher 3: Wild Hunt. Специально для игры Марчин Пржибилович и группа «Персиваль» записали роскошный саундтрек. Здесь есть и размеренные мелодии для долгих прогулок по полям и весям Велена, и быстрое музыкальное сопровождение кишащего жизнью Новиграда, и мрачные композиции, играющие на полях сражений, и колоритная музыка островов Скеллиге, и боевые мотивы… Саундтрек к игре можно слушать даже без игры (доказано на личном опыте).
Мнение редакции: Полностью совпадает с мнением пользователей. Лучшего сопровождения для геймплея мы не видели.
Лучшая графика
Сценой по-прежнему правит The Witcher 3. Тут, надо сказать, при превосходном качестве картинки игра отличается ещё и образцовой оптимизацией: запустить её можно даже на компьютерах, не соответствующих минимальным требованиям. Ну а на максимальных настройках от местных красот просто дух захватывает, до того красивы пейзажи и персонажи. Как говорится, возможность разглядеть каждый волос в постоянно растущей бороде Геральта бесценна.
Мнение редакции: Мнение журналистов может показаться странным, но победу в этой номинации мы присуждаем игре, которая формально вышла в 2013. Тем не менее, ПК-версия Grand Theft Auto V выглядит настолько красиво, что в Лос-Сантосе хочется остаться жить. И это при смешных системных требованиях. При желании GTA V вполне себе запускается даже на очень старых компьютерах.
Лучший открытый мир
Здесь борьба шла почти на равных между Fallout 4 и The Witcher 3. И там, и там места хоть отбавляй, пойти и потеряться ничего не стоит. В первом случае к нашим услугам кишащие бандитами, рейдерами, мутантами и гулями постапокалиптические пустоши, на которых влачат жалкое существование немногие выжившие, во втором — бесконечно красивая и разнообразная природа, морские побережья, заснеженные горы, густые леса, бескрайние поля, перелески, многочисленные поселения и великолепный Новиград. Видимо, благодаря разнообразию и проработке окружающего мира «Дикая Охота» вновь впереди.
Мнение редакции: Хотя утверждение это довольно спорное, считаем мы в нашей редакции. У каждого открытого мира свои особенности, достоинства и недостатки, так что мы полагаем, что победила дружба!
Лучший сюжет
Тут у творения CD Projekt опять практически нет конкурентов. Сюжет в Wild Hunt действительно взрослый и действительно интересный. Это не просто игра про то, как грамотно вырезать монстрятину. Вы оказываетесь в жестоком мире, где нейтралитет — слишком большая роскошь, которую могут себе позволить одни подлецы. В этом мире подчас пойти наперекор воле всемогущего правителя намного проще, чем восстановить отношения с подросшей дочерью, а стать мишенью для общественной ненависти можно и вовсе по любому пустяку. Этот мир пугающе напоминает наш, не находите? И это речь шла о сюжете в целом, а он дробится на множество замечательных сцен. Некоторые диалоги пробирают до костей, а отдельные квесты тянут на задел для самостоятельной игры. Тут даже распоследний ведьмачий контракт может стать уникальным приключением.
Мнение редакции: Несмотря на все достоинства сюжетной составляющей The Witcher 3, мы посчитали, что куда более ценным повествованием с точки зрения некой житейской философии является всё же Life Is Strange. Со своей стороны, отдаю должное сценаристам, у которых получилось из подростковой драмы сделать нечто действительно ценное.
Лучшая студия
И в этой номинации смог отметиться The Witcher 3, поскольку слава и величие проекта приносят его создателям звание лучшей студии года. CD Projekt RED показала всему миру, как всего за три игры из никому не известных игроделов-любителей можно превратиться в маститую команду, на которых равняются многие другие студии. У поляков есть чему поучиться — от умения держать свои обещания до трудолюбия и уважения к собственной аудитории.
Мнение редакции: К вышесказанному редакция может добавить лишь то, что все мы с нетерпением ждём следующего проекта студии, Cyberpunk 2077, который должен стать больше и лучше «Ведьмака», ведь теперь безудержную фантазию разработчиков не связывают рамки готовой вселенной.
Лучший ПК-эксклюзив
Эту номинацию нам стоило ввести хотя бы ради того, чтобы завести отдельный разговор про Pillars of Eternity, ведь творение Obsidian того заслуживает. Коротко эту игру можно описать парой слов: всё как раньше. Большая и сложная RPG, изобилующая всеми отличительными чертами жанра: километровые диалоги есть, умопомрачительная система прокачки есть, исследование мира — исследуй не хочу, нелинейность, реиграбельность… Увидеть это повествование должен каждый, ведь каждый найдёт в нём то, что будет близко и заставит задуматься. По значимости и глубине ничего, сравнимого с Pillars of Eternity, наши персональные компьютеры в минувшем году не видели…
Мнение редакции: …потому мы и не можем спорить с выбором наших пользователей. Если вы давний поклонник ролевых игр старой школы, вы обязаны в это поиграть. Если давно хотели приобщиться к классике, но что-то вас останавливало, вполне можно начать с Pillars of Eternity.
Разочарование года
Пожалуй, на этой номинации следует остановиться отдельно. Большинство голосов в этой номинации получил Fallout 4 — игра, которую мы долго ждали, анонсу которой дико радовались, до релиза которой отсчитывали минуты. Но большинство пользователей сочло себя обманутыми в своих ожиданиях. До выхода Fallout 4 мы много гадали, какой будет новая игра от Bethesda Game Studios, какими будут её достоинства и недостатки. Результат оказался не то чтобы совсем неожиданным, но такое вот соответствие негативным ожиданиям… пугает, что ли. Под нож пошла ролевая система — сравнения с первыми двумя частями она не выдерживает, хотя этим уже никого не удивишь, таковы запросы публики. Мир вышел далеко не самым весёлым. Bethesda переборщила со свободой, дав слишком много воли игроку и слишком мало инструментов для развлечения. В результате Пустошь вышла… пустой. Зато мы получили возможность выстроить дом своей мечты из старых кастрюль, на этот раз уже после релиза, без всяких дополнений. Но фанатам, видимо, нужно было кое-что другое. Разработчики активно работают над первым большим дополнением, которое, надеемся, превзойдёт оригинальную игру. Ну и у нас всегда остаются модмейкеры, чьими силами игры Bethesda живут десятилетиями. Рискну предположить, что пациент всё же скорее жив, чем мёртв.
Мнение редакции: Недостатки Fallout 4 — детский лепет по сравнению с ПК-версией Batman: Arkham Knight, скажу я вам. Самое обидное, что финальная глава похождений Тёмного Рыцаря сама по себе вышла превосходной, но вот решение отдать портирование такого крупного проекта команде из 12 человек и спустя полгода вызывает у меня нервную оторопь. Ничего хуже ПК-геймеры в прошлом году не видели точно. Игра тормозила даже на самых мощных компьютерах. Игра нещадно вылетала, зависала, демонстрировала слайд-шоу и эпичные глюки. Попытка исправить все недочёты закончилась тем, что был выпущен патч, добавивший новые проблемы, а сумасшедшие системные требования повысили. Остаётся только пожелать боссам из Warner Bros. Games и Rocksteady всего хорошего. Пусть больше не подходят к игровой индустрии.
Самая ожидаемая игра 2016 года
Наступивший год готовит нам море прекрасных игр, только успевай проходить. Но больше всего пользователи сайта ждут новый проект от BioWare, Mass Effect: Andromeda. Разработчики собираются перезапустить франшизу. Шепард отправился на заслуженный отдых, а нас ждёт новая галактика и новые приключения. В BioWare клятвенно обещают вернуть лучшие элементы серии, сделать шедевр и превзойти самые смелые ожидания. Надеюсь, в результате мы получим действительно хорошую RPG про космос с кучей планет и просторов для исследований, сильным сюжетом и Мако. Ещё мы надеемся, что в ближайшее время нам назовут хотя бы дату релиза.
Мнение редакции: А пока пользователи грезят о дальних галактиках, мы в редакции больше ждём возможности погрузиться в суровую атмосферу киберпанка, которую сулит нам летний релиз Deus Ex: Mankind Divided. Вместе с Адамом Дженсеном нам вновь предстоит расследовать заговоры, прокачивать свои импланты и выживать в безжалостном мире недалёкого и совсем не светлого будущего. По сравнению с Human Revolution игра должна стать намного красивее и глубже, разработчики собираются довести механики до блеска и добавить множество новых элементов. Про сюжет молчу — он обязан быть великолепным, иначе Eidos Montreal сравняют с землёй.
* * *
2015 был всё же хорошим годом. Да, не все ожидания сбылись. Да, не везде мы получили всё, что хотели. Но вместо очередного скрипа зубов по поводу недостатков и недочётов можно ведь вспомнить то, сколько хороших игр и приятных сюрпризов было. Были и откровения, и ожидания, вознаграждённые сторицей, и неожиданные прорывы, и тысяча и один поводвновь и вновь запускать очередную игру и получать удовольствие. А что самое прекрасное в любых итогах года — сознание того, что история продолжается. Как говорил герой одной прекрасной книги, «следующий год будет ещё больше, и дни будут ярче, и ночи длиннее и темнее...» Нас ждут множество превосходных игр, которые уже даже начали выходить, пока мы писали эту статью! Поэтому я от всей души желаю вам хорошего 2016 года. Не говорю: прощайте, говорю: до новых встреч на сайте TESAll.ru!
Автор благодарит всех своих коллег, внёсших лепту в написание материала. А также автор выражает глубокую признательность всем, кто вдохновил его на проект и поддерживал идею. Материал подготовлен специально для сайта TESAll.ru.
Умное лицо — это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь! (С) Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен, «Тот самый Мюнхгаузен»
Хороший обзор года, приятно было почитать. Надо бы завтра сварганить оливье по поводу.
А номинации скучные. Везде одно и то же, причем порой такое что и пробовать не хотелось бы. Печально что нигде даж не упомянут Ейсенвальд, хотя местное коммюнити якобы ценит хорошие рпг и сюжеты. Странно что никто не ждет римейки баннерсаги и моунтблейда. Похоже редакции все-таки платят агрессивно пиарить свой продукт для популярности и продаж таки надежней чем делать хорошие игры.
Странно что никто не ждет римейки баннерсаги и моунтблейда.
Ремейков-переделок Баннерной Сажи и Мутного Блуда никто ждать не будет, хотя бы потому, что они не анонсированы, а вместо них грядут сиквелы-продолжения, которых тоже ждут, но с намного меньшим хайпом, чем Mass Effect: Andromeda.
Печально что нигде даж не упомянут Ейсенвальд
Увы, игра слишком душевная и нишевая (не путать с "днищевая"), чтоб быть по вкусу массовой аудитории, да и игра ко всему не сильно "выстрелила", в отличии от другой душевной и нишевой игры The Age Of Decadence.
Увы, игра слишком душевная и нишевая (не путать с "днищевая"), чтоб быть по вкусу массовой аудитории, да и игра ко всему не сильно "выстрелила", в отличии от другой душевной и нишевой игры The Age Of Decadence.
Вот это и не понятно. Практически все кто Ейсенвальд похвалит, сразу же добавляют к нему скорбное "но", нагнетая вокруг столько неуместного декаденса, сколь нету и в одноименной поделке-долгострое.
Практически все кто Ейсенвальд похвалит, сразу же добавляют к нему скорбное "но"
Это неизбежно для любой игры, которая состоит из одной сплошной души, довольно сильно сбивающей объективность восприятия игры у самих разработчиков, в результате чего игра выходит с "неровным" геймдизаном, вызывающим то самое "но".
нагнетая вокруг столько неуместного декаденса, сколь нету и в одноименной поделке-долгострое.
Похвалы AoD тож часто идут с обязательным "но", кстати.
Это неизбежно для любой игры, которая состоит из одной сплошной души, довольно сильно сбивающей объективность восприятия игры у самих разработчиков, в результате чего игра выходит с "неровным" геймдизаном, вызывающим то самое "но".
Безумно интересно в чем выражаются эти "неровности" геймдизайна, особенно в сравнении с ААА проектами, где с этим если и ровно, то где-то по плинтусу.
Да тут тема не слишком заставленная, можно и помусорить, тем паче речь не столько о конкретном Ейсенвальде, сколь о придирчивом критиканстве качественных, но нераспиареных кем-то авторитетным инди-проектов на фоне снисходительных оценок ААА-продуктам с их автоматической номинацией на все и сразу. Сдается мне тут дело в банальной халтуре редакций, ведь для статьи на тему нераскрученных проектов нужно и поиграть, и оценить, и приложить усилия к авторскому тексту. В то время как с ААА-поделкой можно взять кальку с других обзоров (желательно иностранных, чтоб совсем не повторятся), да разбавить своим стилем и опытом беглого прохождения.
Что до "неровности геймдизайна" - не убедил. Фактически главная придирка - отсутствие press X to win и уж совсем надуманные слишком хорошие, недостаточно "бездушные" элементы. Критика ради критики, и ладно бы если игра просто не зашла и хочется по ней сказать какую гадость, но ведь вроде как раз напротив. Или это люди уже так стесняются чистых позитивных впечатлений, что без ложки дегтя и жить не в радость?
Кто-то явно сайтом ошибся.
Во всяком случае, повсеместного обмазывания нишевой индюшатиной и хардкором тут никогда не наблюдалось.
а почему обязательно такое разделение? И к чему этот уничижительный ярлык нишевости, будто другие игры не нишевые. Как по мне главное чтоб играть было интересно, а уж кем и как сделано вопрос десятый. Лучше б вместо уродливой номинации лучшей инди представили разные категории РПГ, стратегий и экшенов, номинацию оригинального жанра, лучшего свежего лора, ярчайших игровых персонажей... А то все как у всех, с известными еще год назад результатами и скудным списком отмеченных игр, при том что год был весьма неплох. Досадно ж когда любимый сайт не радует превышением ожиданий)
И к чему этот уничижительный ярлык нишевости, будто другие игры не нишевые.
Да, формально все игры однозначно нишевые, т.е. рассчитанные на определённую целевую аудиторию (ЦА), но, если у ААА-проектов ниша ЦА подобна большому крытому стадиону, то у инди - это скорее небольшой закуток на пару-тройку человек.
Лучше б вместо уродливой номинации лучшей инди представили разные категории РПГ, стратегий и экшенов, номинацию оригинального жанра, лучшего свежего лора, ярчайших игровых персонажей...
В следующий раз (а я очень надеюсь, что следующий раз у нас будет) мы можем провести предварительное голосование за список номинаций.
Умное лицо — это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь! (С) Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен, «Тот самый Мюнхгаузен»
Что касается номинаций, не могу судить адекватно и полноценно, т.к. не играл во многие игры..
Относительно Ведьмака 3 в целом соглашусь - шикарная, восхитительная игра, достойное окончание саги и живое (которым живешь) приключение.
(Самый большой недостаток - нельзя просто отбежать от виверны, запрыгнуть на скалу/ в укрытие и спокойно расстреливать из арбалета - Геральта упорно разворачивает к ней лицом - нужно шустро пятиться задом/ боком и однажды это удастся.. )
Однако отношение к другим играм некоторых лиц неприятно - я например считаю, что Фоллаут 4 также замечательная, эксклюзивная игра, но как бы иной категории/ поджанра и Эйзенвальд игра своеобразная, но достойная (в частности и музыка хороша и игра интересна своей самобытностью)
А в будущем хотелось бы дождаться Андромеду, Киберпанк 2077 и конечно, новые Свитки