Санктум - это игра, в которой вам предстоит строить лабиринты, расставлять всякие разные башни - а когда по этим лабиринтам мимо этих башен к своей цели побегут мобы, вы будете непосредственно на поле боя контролировать все это дело и развешивать люлей из разнообразного оружия. "Контролировать" и "разнообразное" тут не просто для красоты упомянуто, потому как без вашего пристального внимания мобы пробегают любой лабиринт на раз-два, их обязательно нужно танковать, замедлять и фокусить, выцеплять особо опасных и распиливать крупные скопления на детальки. А для того, чтобы это все делать, у вас есть множество различного оружия, перков и башен которые позволяют сочинить тысячу и одну стратегию под каждую ситуацию.
Игра на удивление неплохо сбалансирована. Нет, у нее конечно же есть свои недочеты, в ней очень плохо реализовано снайперское оружие, например, некоторые пушки и перки куда более ситуативны и малоэффективны, чем другие. Но сам геймплей в своей основе - прекрасен. Ни с одним билдом вы не сможете победить мобов без помощи башен. Ни с одним набором башен вы не сможете перемолоть мобов без собственного непосредственного участия в процессе. Вам постоянно приходится искать баланс между башнями и персонажами, между атакой и различным выведением противника из строя, собираться то в танка, то в дебаффера, то в убийцу боссов, то в саппорта. И все это с приятной графикой, красиво нарисованным миром, локации которого порой просто хочется исследовать, не начиная игру, харизматичными персонажами и собственным мини-комиксом с постепенно захватывающим и весьма драматичным сюжетом.
Вы спросите "как это играется"? Ну, играется это сложно - но увлекательно.
Лично я в "тавер дифенс" не играла никогда от слова "совсем". Сама концепция таких игр казалась мне скучной. В шутеры, правда, поигрывала - но не в хардкорные пвп-шутаны вроде "Контрлстрк" или "Тим Фортресс", а во всякие "Кол фо Дюти" и прочие "Медали за Отвагу", в которых ты чот стреляешь, пафосно превозмогаешь и двигаешься по коридорным локациям к цели не сворачивая. И вот мне подарили Санктум, я скачала, установила, запустила, прошла простенькое обучение, запустила первую карту. Сложность выставила максимальную - чтобы больше опыта было. К тому же, сложность в санктуме варьируется в зависимости от подключения пяти усложняющих жизнь режимов, в одном из которых враги чуть толще, в другом чуть быстрее, в третьем бьют больнее, в четвертом регенерируют, а в пятом если умираешь, нужно ждать новую волну чтобы воскреситься. Я справедливо рассудила, что раз общее количество мобов не увеличивается, с тем что они станут чуть жирнее я справлюсь - и отправилась в бой. Подумаешь, первая карта, что там может быть сложного?
И меня вынесла четвертая или пятая волна, кажется. И прежде чем я прошла карту полностью, мне пришлось переигрывать ее раз двадцать, наверное, экспериментируя с башнями и пушками, открывая новые и пытаясь выехать на них. А только-только я осилила первую карту - на второй все мои тактики оказались совершенно бесполезными, и мне снова пришлось экспериментировать. Бтв, именно на этой, второй, карте, я засела особенно надолго - наверное, раз пятьдесят я переигрывала и переигрывала ее, пока наконец-то не справилась. Причем наличие соигрока тут не столько помогает, сколько мешает - да, вас двое, у вас вдвое больше денег и башен, два ствола, но и мобы становятся еще толще.
Вот так вот и играется Санктум - от карты к карте. Снова и снова вы, в одиночестве или с компанией, сталкиваетесь с тем, что ну никак не можете пройти очередной уровень, ну никак не можете затанковать и нашинковать всех. Снова и снова вам приходится менять персонажей, менять набор башен, менять перки и оружие, перестраивать лабиринт, придумывать стратегии, разочаровываться в них, возвращаться к ним - чтобы когда-нибудь, через десять, двадцать, тридцать игр на одной и той же карте, наконец внезапно найти нужную комбинацию - и с чувством глубочайшего удовлетворения распилить этих сволочей на атомы.
Конечно, можно играть на простой сложности - без вышеописанных утолщений и ускорений для мобов. Но не стоит ждать, что на простой сложности будет прям сильно проще. Конечно, на прохождение очередной карты у вас наверняка уйдет вполовину меньше времени - но и удовольствия от процесса вы получите вполовину меньше. Лично я на данный момент наиграла в Санктум 118 часов, за которые всего-то прошла основную кампанию, состоящую из 16 карт, причем последнюю финишную карту на максимальной сложности так и не осилила. А впереди еще 16 карт из длс - и это одновременно пугает и радует меня xD