Deus Ex: Mankind Divided вышла совсем недавно: 23 августа 2016 года. Прошло достаточно времени, чтобы составить о ней какое-либо мнение. Но что стало неожиданностью, так это относительно невысокая популярность игры. По данным сайта SteamSpy, владельцами игры сейчас являются 350 000 человек, и лишь 64% оценили ее положительно. Вы, наверное, захотите знать, сколько копий предыдущей игры, Human Revolution, разошлось по миру? 2,097,399 копий, свыше двух миллионов, и это не считая еще всяких «режиссерских версий» — таковой версией обладают 1,438,652 игроков. Есть ли у Mankind Divided хотя бы малейший шанс догнать по популярности предыдущую серию? Можно ли уже сейчас считать, что это настоящий фейл?
Я встречал разные мнения: от просто констатации факта, что игра не продается, до серьезного философского обзора от Wired, котором журналист долго рассуждает о том же, о чем мы с вами здесь, на TESALL, сломали не одно копье: камо грядеши? Куда мы идем?
«За последнее десятилетие благодаря глобальной рецессии и растущей стоимости создания видеоигр, которые используют самые передовые аппаратные средства, массовые рыночные игры стали прерогативой считанных-пересчитанных издателей и разработчиков. Это компании с толстым кошельком и большими коллективами: Activision, Electronic Arts, или та же Square Enix — и продукты, которые они делают, становятся все более штампованными. Они жестоки, они просты, и они пытаются обратиться к самой широкой аудитории, хотя особенно нацелены на белых молодых людей. Они также стремятся быть аполитичными, не нести глубокого смысла и вообще стать тем выхолощенным типом игр, с которым руководители и PR-менеджеры могут отмахнуться от любых претензий.
Пока не ясно, сколько времени этот расклад будет считаться логичным. С ростом доступности интернета жаркие споры вокруг игровой политики, сценариев и механики стали массовым явлением (которое невозможно игнорировать, добавлю). Одновременно рост популярности инди-игр проиллюстрировал то, о чем многие из нас говорили давно: игры и всегда есть были мощным, но в значительной степени неиспользованным орудием выражения всех оттенков и нюансов происходящего. Чувство, что игры — это тоже политика, и должны ей быть, было похоронено в недрах отрасли. Но в процессе перехода независимых разработчиков под крылышко корпораций оно будет с течением времени все больше пробиваться наружу.»
Я уже не буду переводить все, но Deus Ex в этом контексте назван однозначно политической игрой. Об этом, по мнению автора, говорят и маркетинговые матералы и сам смысл сюжета. На игру посыпались обвинения в том, что она воспроизводит реальные межрасовые и межнациональные проблемы. По мнению критиков, игры должны делать вид, что их не существует. И тут мнения разделились уже в самой компании. Арт-директор Джонатан Жак-Белльтет заявил, что это имеет право на жизнь, потому что игра — это форма искусства, отображающего действительность. Зато бренд-директор Андре Ву начал петь, что это ошибка, злополучные совпадения, игра нейтральна и ничего такого они не хотели. И не собирались. Трудно вообразить более яркий образец конфликта между разработчиком и теми, кто контролирует торговую марку. Коммерцией. А так же конфликта между тем, сколько болезненных проблем поднимает игра, правдиво изображающая последствия засилья корпораций и межрасовые конфликты — и тем, сколько копий корпорация должна продать, потому что игра это «развлечение за денежки».
Если все это обобщить, правдивые, отображающие общество и его проблемы игры обречены на спад интереса, не являясь «развлекухой» в прямом смысле, и выпускать их вместо мыла и жвачки для тупых мозгов равнозначно убийству курочки, несущей золотые яйца.
В этом разрезе мнимый провал Deus Ex начинает выглядеть очень и очень мрачно. Правда ли, что мы настолько отупели и не способны больше воспринимать что-то с заявкой на серьезность? Или это просто игра — дрянь, и притягивать к ней за уши всю философию смешно? Я задал пару правильных вопросов своим коллегам на TESALL и получил такие ответы:
«Игра недооценена. Определенно точно недооценена. С момента выхода я услышал много различных доводов, которые так или иначе сводятся к одному: игра слишком короткая, из-за чего оказались нераскрытыми многие ключевые персонажи, а концовка, в отличие от предшественницы, слишком размыта и переносит все самое интересное на следующую часть. В этом то и проблема. Игру воспринимают неправильно. Я называю это «синдромом промежуточной части». Этот самый «синдром» можно наблюдать во многих трилогиях.
Тут в качестве примеров подойдут такие представители, как Mass Effect 2, скандальная Dragon Age 2, Ведьмак 2 и многие другие продолжения. Если серия не будет состоять лишь из двух игр, то задача второй поставить правильные вопросы, на которые игроку будет интересно получать ответы. Human Revolution задал динамичный ход событий, Mankind Divided дал мощный толчок этим событиям, задав много вопросов, но не ответив на них. В таких рамках очень важно не затянуть игру, заставив фанатов в предвкушении самим отгадывать ответы до выхода продолжения. Отсюда и вытекают нераскрытые персонажи и другие проблемы.
Именно так и нужно воспринимать игру, как проводницу в последующие части серии. И со своей задачей наша проводница справилась. Ожидания же были слишком завышены, благодаря хорошему представлению игры до ее выхода, отсюда и расстройства фанатов. Сама игра вышла очень сочной и вкусной, превосходя свою предшественницу с технической части во всех аспектах. Так что твердой четверки она заслужила. Ждем дополнений, которые попытаются исправить проблему короткой сюжетной линии и зададут новые вопросы, а, возможно, и дадут некоторые ответы." (Kheruk)
«Да почитай отзывы на Steam, они дадут тебе полную картинку» (Арсинис)
Действительно дали. «Вы выкатили игру с графикой уровня 2010 года которая фризит и проседает на топовых ПК 2016 года. Вы ОБАЛДЕЛИ настолько что прикрутили микротранзакции на сингл-плеерную игру. ВЫ СОВСЕМ ПОЕХАЛИ ТАМ У СЕБЯ?» «У меня нет слов. Я этого ждал 4 года? После шедевральной DE:HR, которую я 4 раза перепроходил они сделали это? Серьёзно?»
(Вы можете разобраться с этим самостоятельно, ибо в gameray игра сейчас стоит 999 рублей со скидкой, а в нашей коллекции статей появился вариант идеального прохождения концовки в замечательном переводе от Monday).
А почему вы купили или НЕ купили эту игру? И оправдала ли она ваши ожидания?