Для многих преданных поклонников Готики история любимой игровой серии напоминает американские горки, где вместо вагонеток вверх-вниз болтаются их эмоции. Глубокий вдох и подъем — радость, трепетная ностальгия и светлые воспоминания; резкий выдох, падение в пропасть — раздражение, печаль и даже ненависть. Для многих вершиной серии навсегда осталась шедевральная первая Готика и прекрасное дополнение к Готике 2 — Ночь Ворона. Третья часть, в свою очередь, ознаменовала грядущее резкое падение серии и скоропостижную, печальную гибель, которые последовали за её выходом. Впрочем, немногие знают о том, что история могла пойти совсем другим путем благодаря дополнению к великолепной, культовой в среде игроков, первой Готике. Дополнению, которое так никогда и не вышло.
До недавнего времени это дополнение было окутано тайной, и лишь в конце прошлого года на российском сайте World of Players произошла утечка информации, благодаря которой удалось узнать ряд деталей и подробностей о так называемом Gothic Sequel (рабочее название). Если бы не эта утечка, информация о невышедшем дополнении наверняка канула бы в Лету, зато теперь любой интересующийся может открыть для себя новую тайную главу в истории любимой серии. Итак, каким же должно было стать это дополнение, и какие его составляющие впоследствии были обнаружены в последующих работах Пираний? Давайте выясним.
Источником вдохновения и информации для этой статьи стали два видеоролика c Youtube, созданные людьми, имеющими доступ к играбельной версии Gothic Sequel, файлам игры и руководствам, созданным Piranha Bytes. Один из этих роликов, снабженный русскими субтитрами, я размещу в конце этой статьи.
Чтобы дать вам представление о том, насколько серьезен этот вопрос и поручиться за подлинность добытой World of Players информации, позвольте заметить, что Пираньи сами проявили интерес к этой теме и пригрозили судебным иском в случае, если не будут удалены игровые файлы и материалы на сайтах.
Расширение — это ещё слабо сказано!
Давайте вернемся в прошлое на целых 16 лет. На дворе 2001 год. Готика уже практически завоевала Германию, и часть команды Piranha Bytes садится за работу над дополнением к своей главной игре (в это же время остальная часть студии занимается созданием неизвестного шутера). В июне 2001 года разработчики открыли тему на форуме сайта World of Gothic, с просьбой вносить свои идеи и пожелания для дополнения. Сообщество отзывается и заваливает разработчиков тонной интересных идей. Работа идет полным ходом.
В августе, однако, случается событие, которое окажет огромное влияние на будущее как самой «готической» франшизы, так и на студию Piranha Bytes. В этом месяце Phenomedia AG (материнская компания Пираний) начинает сотрудничество с австрийским издателем JoWooD Entertainment. Благодаря этой сделке, JoWooD становится правообладателем и глобальным издателем всех игр Phenomedia, включая серию Готика.
Работа над дополнением Gothic Sequel прекращается осенью, когда руководство JoWooD решает остановить разработку. Коммерческий успех был для издателя важнее всего остального, и полноценный сиквел в глазах JoWooD выглядел интереснее дополнения для первой игры. Действительно, позже Готике 2 предстояло стать хитом (особенно с дополнением Ночь Ворона), но своим успехом она во многом обязана тем наработкам, которые были созданы для Gothic Sequel. Как оказалось, в Готике 2 таких наработок намного больше, чем можно было предположить.
Работа для Избранного никогда не закончится
Ну что же, предыстория осталась позади, и теперь, я полагаю, вам интересно узнать, что же по факту было в этом неизданном дополнении. Самое начало практически идентично тому, что мы помним по Готике 2. Окончательно изгнав Спящего раз и навсегда (по крайней мере, как мы тогда думали), Безымянный обрел покой под обломками храма. Впрочем, пролежал он недолго, так как находясь в близком к смерти состоянии был телепортирован Ксардасом в его башню на территорию орков. У Некроманта, как всегда, плохие новости: разрушение барьера над Долиной Рудников исказило тонкую границу между измерениями.
Из-за этого Спящий получил возможность отправлять демонов в царство людей. И если ничего не предпринять, то через какое-то время он сможет вернуться в наш мир. Перед лицом новой угрозы у Безымянного не остается иного выбора, кроме как взяться за дело и вновь сразиться со Спящим. Проблема заключается в том, что наш герой тяжело перенес разрушение храма и телепортацию к Ксардасу: он растерял свою форму и навыки, а заодно лишился всего имущества, в том числе могущественного меча Уризеля и доспехов из магической руды. Персонаж вновь предстает перед игроком как чистая страница. И мы с вами прекрасно знаем, как и чем её нужно заполнить.
Тора. Такая девушка наверняка знает, как справляться с разными длинными штуками. С посохами, например.
После краткого брифинга Ксардас телепортирует героя в места неподалеку от Старого Лагеря, где он сталкивается с первым важным нововведением: по пути к своей цели Безымянный встретит Тору, разведчика из личной свиты короля Робара II. Сам король тоже находится на территории Долины Рудников, выбрав в качестве временной резиденции горную крепость (логово каменного дракона в Готике 2). Никто не знает наверняка, с какой целью правитель Миртаны посетил Долину; зато мы знаем точно, что будет хорошей идеей навестить короля. И тут применяется традиционный для Piranha Bytes прием, который встречается в любой их игре: чтобы добраться до влиятельного человека, придется сначала повыполнять задания и доказать свою полезность.
Решаем проблему Спящего
Следующим шагом Безымянного героя будет возвращение фокусирующих камней, которые наш герой уже собирал по просьбе магов воды в Готике 1. Собрав камни, а так же приложив к ним целую кучу (1000 ед.) новой темной руды, можно будет восстановить завесу, разделяющую миры людей и демонов и остановить Спящего. И хотя процесс сбора фокусирующих камней и руды не нов (ровно этим же мы занимались и в первой Готике), ресурс вносил в процесс элемент новизны.
Теперь перед героем встает не виданная ранее задача: организовать работу рудника. Нашу будущую рабочую силу нужно для начала убедить работать на нас: с помощью денег, услуг или профессиональных навыков. Кроме этого, шахтерам понадобятся инструменты и защита. Как мы знаем (в основном, благодаря второй главе Готики I), работа в шахте это всё что угодно, кроме безопасности. И лишь обеспечив светлое будущее горнодобывающей индустрии на Хоринисе, Безымянный мог отнести темную руду магам огня в горную крепость.
Заключительная часть дополнения приводит героя к неизбежному второму столкновению со Спящим. И конечно же, всё испортят маги — хотя казалось бы, напортачив с сотворением барьера вокруг Долины, могли ли они накосячить ещё сильнее в этот раз? Их провал приводит к появлению нового портала, из которого демоны попрут целой толпой, а явление Спящего становится наиострейшей проблемой. И в этот момент в дело вмешается Безымянный, который проведет ещё один ритуал вместе с Ксардасом, на этот раз в храме Юбериона. Согласно слухам, там игроку давали выбор: изгнать Спящего или призвать его. Интересно, что подобный выбор игроку впоследствии предоставят лишь в финале Готики 3, так как вряд ли возможность уничтожить или сохранить Коготь Белиара в финале Ночи Ворона может считаться эквивалентом.
А вот и нет, а вот и не Ищущий. Это одержимый маг огня!
Эхо прошлого
Хотя дополнению было не суждено увидеть свет, некоторые идеи, сюжеты, персонажи и навыки, содержащиеся в нем, были успешно применены в последующих играх Пираний. Некоторые в практически неизменном виде, другие по пути к релизу подверглись модификации. Некоторые элементы, предназначенные для релиза в Gothic Sequel, можно найти в Готике 2, Ночи Ворона, Готике 3 и даже в Risen 3: Titan Lords. Какие из них, спросите вы? На самом деле, их довольно много. Полагаю, пересказ сюжета невышедшего дополнения уже дал вам некоторые идеи.
Вступление дополнения было практически без изменений использовано в Готике 2 (даже дизайн башни Ксардаса остался неизменным). Это и неудивительно, учитывая что отправные точки в обоих играх были одинаковыми. В обоих случаях разрушение барьера уничтожило замок в Старом Лагере. Единственное различие в том, что в Готике 2 масштаб разрушений больше, что обусловлено появлением драконов. Впрочем, факты дают более логичное объяснение повреждений, которые получил Старый Лагерь: в Готике 2 бывшее Внешнее Кольцо Старого Лагеря не использовалось в сюжете, тогда как в невышедшем дополнении в этом месте располагался рынок, а так же зона, где целители боролись с демонической чумой.
Настал подходящий момент для упоминания новых гильдий, архетипов паладинов и охотников на драконов в Готике 2. В Gothic Sequel должны были появиться королевские стражи и охотники на демонов. Первые, что логично, располагались неподалеку от короля, в горной крепости (забавная деталь: модель их брони можно было увидеть в интро к Готике 1), тогда как охотники на демонов базировались в Новом Лагере. Впоследствии Piranha Bytes вернутся к концепции охотников на демонов в третьей части франшизы Risen.
Gothic Sequel вряд ли мог претендовать на лавры достойного дополнения без планов на появление новых навыков; и действительно, в не вышедшем дополнении было некоторое количество новых умений. Безымянный мог освоить профессию изготовителя луков, а целители могли обучить его алхимии. У Лестера можно было научиться изготавливать руны. Два последних навыка появились в Готике 2. Кроме этого, герой мог научиться готовить, что впоследствии будет задействовано уже в третьей части. Атакующие навыки главного героя расширялись за счет возможности использовать боевые посохи, любезно предоставленной вышеупомянутой Торой. Её трехмерная модель, кстати, появится в Готике 1... в постельной сцене с Надей в борделе Красных Фонарей! Там же обнаружатся и боевые посохи.
Старые-новые друзья
Освоив новое оружие, мы получали возможность опробовать его на множестве новых противников. Некоторые из них впоследствии были использованы в Готике 2 и Ночи Ворона. Так, к примеру, придуманные «демонические» версии Тролля и Мракориса стали Черным Троллем и скелетом Мракориса. А в Яркендаре мы могли столкнуться с редким видом Падальщиков, использующих придуманную для дополнения «демоническую» модель. Впрочем, наиболее впечатляет пример одержимых магов огня (или, возможно, членов Братства Спящего, в соответствии с каноном) — они выглядят в точности как Искатели, с которыми мы сталкиваемся в третьей главе Готики 2.
Наконец, Gothic Sequel должен был ввести в игру несколько новых персонажей, которые в итоге были задействованы в других играх студии. В качестве одного из наиболее примечательных примеров служит лорд Хаген. Предводитель ордена Паладинов в Готике 2, в дополнении он должен был стать правой рукой короля, охраняя трон монарха в горной крепости. Зная, насколько важную роль играет этот персонаж в Готике 2, можно сделать вывод, что Хаген избежал существенных изменений.
Большинство разработанных для Gothic Sequel идей были использованы в Готике 2. Однако, среди них есть три, которые наиболее тесно связаны с Готикой 3. Так, в дополнении собирались расширить возможности гладиаторских арен, чтобы дать игрокам возможность заработать репутацию и деньги, участвуя в боях. Да и вообще, вся система репутации, играющая огромную роль в третьей части, брала своё начало в виде концепта именно в Gothic Sequel. Разработчики хотели создать такую систему, которая заставила бы NPC по-разному реагировать на главного героя, в зависимости от его поведения и поступков. Последней такой идеей было уничтожение Ксардасом рунной магии, что склонило бы чашу весов войны в пользу орков.
Король Робар 2 собственной персоной. Очень похож на своё изображение из интро к Готике. Рядом стоит Хаген, в будущем - предводитель Паладинов в Готике 2.
Скорбная потеря или счастливое избавление?
Теперь можно лишь догадываться, как сложилась бы история серии, если бы Gothic Sequel благополучно добрался до прилавков, как и задумывали Пираньи. Очевидно, что сильнее всего пострадала бы Готика 2, какой мы привыкли её видеть, поскольку она в большой степени полагалась на идеи, которые разрабатывались для её возможного предшественника. Сложно представить, как разработчики ещё раз выдают на гора целую тонну контента, так что судьба и примерный облик Готики 2 в случае выхода Gothic Sequel крайне туманны. Очевидно, что ей предстоял долгий путь разработки. Сложно представить и реакцию критиков, а уж о возможных продажах и вовсе нельзя сказать что-то определенное.
В конечном счете, я верю, что всё сложилось к лучшему. Фанатское сообщество получило великолепные Готику 2 и Ночь Ворона, которые собрали достаточно количество хвалебных отзывов и весомых оценок прессы, и уже не так важно, что стало с серией потом. Что же до самого Gothic Sequel, то никто не может с уверенностью сказать, какая судьба ждала бы это дополнение. В настоящее время, когда дополнение сумели выкопать из-под обломков прошлого, под которыми оно покоилось всё это время, возможно, оно ещё вернется в качестве мода с альтернативными приключениями Безымянного. Я думаю, что этот проект достаточно интересен и заслуживает ещё одного шанса.
https://www.youtube.com/watch?v=SS_RRuNCe6Y
От редактора: будучи большим любителем серии, я не мог не предоставить свой воскресный "трон" этой замечательной статье. Иногда жаль, что подробности всех перекупок контор и то, насколько выполнялись договора и менялись серии под влиянием коммерческих обстоятельств, так и не станут достоянием общественности. К сожалению, пока я вижу некоторое скатывание серий при замене девелопера. Невозможно переложить идеи и восприятие из головы в голову так, как легко перекладываются деньги из кармана в карман, и кажется, на самом деле это никого не волнует. Миром владеет циничный расчет.
Но как бы хотелось чуда и диска с надписью Gothic 5 by Pirahna bytes. А вам?