Статья «Интервью с тремя продавцами книг» специально для TESALL.RU

 

Примечание библиотекаря: Интервью с тремя продавцами книг в Вварденфелле составлено Qwerty. Оно появилось в Имперской Библиотеке благодаря любезности Дугласа "AFFA MU" Гудола, сотрудника «Bethesda Softworks», с некоторыми добавлениями от Тодда Говарда и Кена Ролстона. Все ответы официально принадлежат «Bethesda Softworks», 2001 год.

Когда бы я ни приходил в город Вивек, я никогда не упускал случая наведаться в «Редкие книги Джобаши» в Квартале Чужеземцев. Помимо просматривания множества книг и свитков, которые предлагаются на продажу в магазине, я с большим удовольствием беседую с Джобашей. Это средних лет хаджит с коричневым мехом, а еще он подстригает шерсть на своих щеках так, что получается некое подобие свисающих усов. Джобаша всегда готов вести беседу и по обыкновению не прочь ответить на мои вопросы касательно хаджитов.

При моем последнем визите Джобаша пригласил двух других продавцов книг. Первый – пожилой сиродиилец с редкими седыми волосами – представился Кодусом Каллонусом. Вторая была эльфийкой по имени Дориса Дарвел. Я не очень хорошо разбираюсь в возрасте данмеров, но Дориса выглядела довольно молодо, несмотря на серебристые волосы, которые могли быть не сединой, а естественным цветом ее прически.

Когда трое продавцов закончили беседовать на профессиональные темы (что-то насчет цен и инвентаризации), я воспользовался возможностью, чтобы получить от них немного информации.

-Позвольте спросить (мой та'агра не особенно хорош), что означает ваше имя?

Джобаша: Имя Джобаши было выбрано ради звучания, не для вкладывания какого-то смысла. И у некоторых хаджитов есть прозвища, которые что-то значат на та'агра.

-Но, конечно, и сами хаджитские имена частенько что-то означают?

Джобаша: У имен хаджитов есть разные типы значений.

«Джо» в имени Джобаши означает «знаток». Но Джобаша не знаток, а просто скромный продавец.

«Дар» в хаджитском имени означает «вор», но вас это не должно тревожить. «Дар» это все равно что «Умник Хадвар» у нордов или бретонский «Арманд Лис». Хаджит с «дар» в имени - кошак умный, возможно, даже прошаренный, но он не всегда является вором по вашим странным имперским представлениям о собственности.

«До» в хаджитском имени означает «воин». «До» не в ходу у современных хаджитов, за исключением стражей Гривы. И мастеров Пятнистого Клыка, Скребущего Когтя и Роулит-Хаджа, конечно.

-А что такое Поток клыков, Скребущий коготь и Роулит-Хадж?

Джобаша: Некоторые разновидности среди многочисленных видов хаджитских искусств Когтя и Хвоста. Джобаша изучал Роулит-Хадж перед переездом в Вварденфелл. Само название означает «дождь песка», а кроме того это искусство включает в себя множество стилей, таких как Дождь, Песок, Ветер, Солнце, Буря и Танец-Двух-Лун.

-Отражает ли хаджитское имя статус его носителя?

Джобаша: Хаджитский народ демонстрирует свой статус в жизни с помощью имен, если не выбирает себе прозвища. В случае Джобаши это статус - «ученый». Джобаша использует только «Джо», а не С'баша-Джо, потому что использование сразу двух частичек в имени указывает на большое невежество или большую гордыню.

«М» или «Ма» означает «ребенок» или «новичок», или, в народе, «девственник». Так как новичком можно быть в любом возрасте, это приводит к недоразумениям и шуткам, которые Джобаша не способен перевести.

«Дж», «Джи» или «Джа» означает холостяк или «молодой совершеннолетний». В разговорном языке эти слова указывают на кого-то молодого и неопытного.

«С» наиболее распространенная частичка имени, она означает просто «взрослый».

«Ра» или «Ри» - показатели высокого статуса. «Ри» - это высочайший хаджитский статус, употребляемый правителями городов и племен.

«Дро» значит «дедушка» и означает уважение.

-Есть ли какие-то слова, от употребления которых при разговоре с хаджитом лучше воздержаться?

Джобаша: Использовать неправильную частичку имени при назывании хаджита – это оскорбление. Например, назвать Джобашу М’башей было бы неумно. Хаджиты уважают людей и меров, но мы не хотим, чтобы нас сравнивали с вами. Называть хаджита, пускай даже ом-хаджита, «лысым» и «не когтистым, - это смертельное оскорбление.

-Во время путешествий по Тамриэлю мне доводилось видеть много разных хаджитов: одни выглядели почти как эльфы, другие не отличались от кошек. Не могли бы вы просветить меня насчет деталей вашей своеобразной биологии?

Джобаша: Да вы наблюдательнее, чем большинство, ведь единственные хаджиты, которых различает большинство людей, - это ом-раты и сутай-раты.

Хаджиты связаны с Лунной сетью – джа’Хаджай. Фазы Массера и Секунды при рождении определяют облик, который хаджит приобретает в дальнейшем. Новорожденные хаджиты очень похожи друг на друга, однако их будущая форма проясняется в течение следующих нескольких недель. При рождении мы меньше, чем вы, люди, но мы растем быстрее.

На новолуние Массера и полнолуние Секунды нарождаются Ом. Они схожи с босмерами, и даже порой меньше ростом. Многие Ом делают татуировки на лицах, чтобы показать, что они хаджиты.

На новолуние Массера при растущей Секунде рождаются ом-раты. У них светлый мех и хвосты, но они ходят, как люди, и издалека их можно принять за людей.

На новолуния Массера и Секунды рождаются сутаи. Они похожи на Джобашу, но поменьше.

При новолунии Массера и убывающей Секунде рождаются сутай-раты. Джобаша – сутай-рат, как практически все хаджиты в Морровинде. Другие расы называют сутай-ратов джа’Хаджитами, но Джобаша не знает, почему. Джа’Хаджит – одно из наших слов для обозначения Мехруна Дагона.

При растущем Массере и полнолунии Секунды рождаются катаи. Они крупнее, чем Джобаша, и сильнее.

При растущих Массере и Секунде, рождаются катай-раты. Они еще крупнее и сильнее, чем катаи.

При растущем Массере и новолунии Секунды рождаются тоджаи.

При растущем Массере и убывающей Секунде рождаются тоджай-раты.

При убывающем Массере и полнолунии Секунды рождаются альфики. Альфики похожи на создания, которые вы называете домашними кошками. Джобаша не советует вам называть альфика домашней кошкой, потому что хотя они и не могут говорить на вашем языке, они все понимают.

Когда Массер убывает, а Секунда растет, рождаются альфик-раты.

При убывающем Массере и новолунии Секунды нарождаются даги.

Когда Массер и Секунда убывают, рождаются даг-раты.

На полнолуния Массера и Секунды рождаются сенчи. Сенчи очень крупные, однако, похожи на пахмар-ратов. В положении стоя они высокие, как альтмеры, но весят, как 20 альтмеров. Другие хаджиты ездят на них.

На полнолуние Массера и при растущей Секунде рождаются сенч-раты. Сенч-раты более крупные и медленные, чем сенчи. Ноги у них вытянутые, а тело не такое длинное. Стоя, они ростом с двух альтмеров, а весом – более чем 50 высоких эльфов. Они также служат для езды, особенно в бою. Имперцы зовут их «боевыми кошками», но, опять же, Джобаша не рекомендует называть сенч-рата «боевой кошкой».

В полнолуние Массера и новолуние Секунды рождаются пахмары. Они похожи на существ, которых вы зовете «тиграми».

На полнолуние Массера и при убывающей Секунде рождаются пахмар-раты. Они похожи на пахмаров, но крупнее и опаснее.

-Какой образ жизни ведут тоджаи и даги?

Джобаши: Они живут на юге. В Тенмарском лесу, в южных джунглях и на болотах.

-Это все, что вы можете рассказать мне о них?

Джобаша: Это все, что вы услышите от Джобаши.

-Как можно отличить альфика от обычного домашнего кота? Или ома от босмера?

Джобаша: Джобаша не отвечает на этот вопрос.

-Как сенчи и сенч-раты позволяют другим расам на себе ездить?

Джобаша: Можете спросить об этом одного из представителей этих рас, когда вам доведется его увидеть. Если не боитесь. Джобаша никогда таких вещей не видел.

-Я полагаю, что заметное сходство между ом-хаджитами и лесными эльфами не случайно? Известны ли вам какие-либо легенды, которые проводили бы между ними связь?

Джобаша: Джобаша не отвечает на этот вопрос. [После паузы Джобаша порылся в сундуке с книгами и вручил мне свиток.] Написанное в этом свитке редко выходило за пределы Эльсвейра и еще реже оказывалось в некогтистых руках. Это поучение матери клана ее возлюбленной дочери. Возможно, этот текст ответит на ваши вопросы.

-Мне доводилось слышать, что, несмотря на схожесть, на границе между Эльйсвером и Валенвудом недавно было неспокойно…

Джобаша: Существуют ли границы, на которых всегда спокойно? Между босмерами и хаджитами слишком много всего произошло, чтобы они оставили друг друга в покое.

-И, напоследок, кто правит в Эльсвейре? Грива или сиродиильский император?

Джобаша: Хаджиты поголовно являются послушными гражданами, и все мы горячо любим императора. Кажется, что в руках Гривы сосредоточена власть в Эльсвейре. Но не забывайте, что есть еще городские власти, вожди племен и матери кланов. Правда… Джобаша не может сказать.

-Так же и в Вивеке, где Храм Трибунала облечен значительной властью, несмотря на присутствие Империи. Интересно, имеет ли Храм свое собственное, так сказать, силовое ведомство?

Джобаша: Разве вам не доводилось встречать ординаторов? Разве вы прошли мимо Дворца и Высокого Собора, когда пришли в Вивек?

Я заметил, что когда я затрагивал вопросы о политике и власти в Эльсвейре, Кодус Каллонус чуть ухмыльнулся и пожал плечами. Естественно, я повернулся к нему.

-Я спрашивал у Джобаши о структуре власти в Эльсвейре. Вы можете что-нибудь прибавить к этому?

Кодус Каллонус: Когда я находился в Форте Мотылька-Бражника в Дюне во время Пятилетней войны, я вспомнил наставление, которое дал мне отец касательно власти. «Всегда задавай вопрос: кому это выгодно?» - говорил он. Этот совет оправдал свою полезность на всех тамриэльских расах. За исключением босмеров и хаджитов, которые не понимают ни природу, ни значение сокровищ. Даже так называемые кошачьи «короли» в своих городах насмехаются над императором, растрачивая налоги, едва только их собирают. «Задавай вопрос: у кого сахар?» - вот как можно было бы сказать… Матери клана - это хитрое и изворотливое племя – контролируют сахар и не подпускают никого близко посмотреть, как он добывается. Хаджиты не лояльны к императору, да и никто не лоялен в эти времена. Совсем не так было, когда я только записался в Легион, скажу я вам.

-Как вы, сиродиилец, находите общий язык с данмерами? Разве они… ну, это… того… не ненавидят вас и вашу расу?

Кодус Каллонус: Так просто и не скажешь. Возьмем хотя бы этих редоранцев в Альд’руне, где я держу магазин. С некоторыми из них, особенно другими членами Имперского Легиона, я прекрасно лажу. Зато иные редоранцы думают, что им лучше, чем императору, известно, что хорошо, что плохо, если вы меня понимаете. До меня доходили слухи, что Дом Хлаалу адаптировался под имперскую культуру, но я в жизни не видел столь ленивых, эгоистичных и вероломных типов. Что касается Телванни… Ну, они волшебники, а я не люблю волшебников.

-Случались ли какие-то вооруженные столкновения в последнее время?

Кодус Каллонус: Со времени Имперского Симулякра нет. Тогда я был в Легионе и, хотя я находился в Дюне большую часть времени, конечно, и на мою долю выпало участие в боевых действиях. Не то что салагам в Легионе в нынешние времена… У них все тихо-спокойно, но это не долго продлится, я думаю. Здесь, в Вварденфелле, данмеры дерутся между собой больше, чем в Империи, и все они перекидывают пенки на нас, хотя сами хороши. Вот что случается, когда пытаешься донести закон и справедливость до эльфов.

-Когда я вижу данмера, как мне узнать, к какому клану он принадлежит?

Кодус Каллонус: У каждого Великого Дома свое особенное одеяние. Не все его носят, правда.

И тут я заметил, что Дориса Дарвел начала скучать. Из опасения показаться невоспитанным я обратил свое внимание к ней.

-Дориса, где вы купили эти серьги?

Дориса Дарвел: А, эти? Я их не покупала. Это подарок…

-А вот эти двемерские книги…. Попадаются ли в них иллюстрации? У вас есть книги с изображениями настоящих двемеров?

Дориса Дарвел: Я видела двемерские книги с чертежами, но изображений самих двемеров не было. На картинках, как правило, изображены механические штуковины, которые двемеры так обожали.

-Вам приходилось слышать о данмерской высокородной леди по имени Барензия? Я помню, что она была как-то связана с правящей семьей из Морнхолда…

Дориса Дарвел: Мутсэра Барензия некогда была правительницей Альмалексии, города, который вы называете Морнхолдом, она правила вместе со своим первым мужем Симмахом. Барензия отреклась от престола, когда вышла замуж за короля Эадвира, но вернулась сюда после его смерти. Король Хлаалу, Атин Ллетан, - ее дядя.

-Мне кажется, Барензия по рождению принадлежит к Дому Р’Атим. Это правда? Оказывает ли этот Дом какое-то влияние здесь, в Вивеке?

Дориса Дарвел: Барензия – урожденная Р’Атим, это правда. К тому же Дому принадлежит король Хлаалу, Атин Ллетан и императрица Катария. Р’Атим – это клан, или лучше сказать «семья». Когда-то они были частью Дома Мора, но затем их приняли в Дом Хлаалу. Дома Мора больше нет.

-Этот огромный вулкан - Красная Гора, поражает меня. Кто-нибудь забирался на его вершину и изучал его?

Дориса Дарвел: Разумеется, никто не ходит туда больше, за исключением ординаторов. Призрачный Предел поддерживает нашу безопасность и удерживает глупцов вдалеке.

-Как именно действует этот Призрачный предел? Если кто-нибудь попытается забраться в горы, он в какой-то момент столкнется с магическим барьером или что?

Дориса Дарвел: Трибунал создал Призрачный Предел, чтобы защитить нас. Жрецы знают, как он действует. Я выросла в месте, которое вы называете Блэклайт и переехала в Балмору, которую вы зовете Каменным Лесом, чтобы открыть собственный магазин. Я никогда не бывала в Призрачно пределе..

-В Вивеке я видел странный объект – большую круглую конструкцию, висящую в небе, словно она не имелет веса. Что это такое и как оно оказалось там?

Дориса Дарвел: Министерство Правды? Опять же, я не жрица… Я помню только фрагмент этой истории. Кажется, даэдра, то ли Шигорат, то ли Мехрун Дагон, швырнул скалу на город, и Вивек остановил ее и оставил в том положении, в каком вы ее видите сейчас.

-Невероятно! Никогда не видел, чтобы божественное вмешательство наблюдалось вот так непосредственно, как в этом случае. Вивек появляется в телесной форме? Если ли у него еще формы?

Дориса Дарвел: [Смеется.] А вы точно уверены, что не хотите поговорить со жрецом? Я сама никогда не видела Вивека, но ощущаю его присутствие. Я знаю, что он любит свой народ и защищает нас.  Он – это не какая-то далекая идея, как ваши равнодушные имперские божества, он из плоти и крови.

-Наверное, нужно быть важной особой, чтобы увидеть Вивека лично. Какие люди имеют такую привилегию?

Дориса Дарвел: Это не привилегия… Вивек заботится и о жреце и о бедняке одинаково. Конечно, жрецы, ординаторы и вечные стражи встречаются с Вивеком чаще, чем остальные, но он не остается в стороне. Вивек сильно печется обо всем своем народе. Много имперцев приезжают сюда в жажде поглазеть на Вивека, но здесь не цирк и не представление.

-У вас есть книги, рассказывающие о древних временах, до появления Трибунала, когда все было иначе?

Дориса Дарвел: Если бы я не знала, что вы чужеземец… Вам нельзя говорить об этом.

-Я так понимаю, вы вроде как специалист по гномам…

Дориса Дарвел: Едва ли! У меня есть несколько двемерских книг, вот и все.

-Как, по-вашему, что произошло с гномами?

Дориса Дарвел: Они исчезли. Я слышала много историй, но все, что мне известно, так это то, что их нет. Некоторые из их паровых машин все еще работают, но никто не знает, для чего они использовались. Мой друг Сенилиус Кадиузус разрешил мне посетить его раскопки в Нчулефтинге. Хотя эти руины давно уже были разграблены, они выглядели так, словно двемеры только что ели здесь или работали на своих машинах. Инструменты лежали на полу, рядом с машинами, а на столах стояли тарелки и кубки. Мне это не понравилось… Такое чувство, будто они все еще были там. Полагаю, мое место рядом с книгами. Раскопки не для меня.

-Недавно я видел на улице странную сцену. Торговец и двое его громил-охранников избивали хаджита, который был пойман на краже. Внезапно подошел темный эльф из Хлаалу, обменялся с ними несколькими словами, и они отпустили вора.

Джобаша: Некоторые хлаалу почти понимают хаджитов. Некоторые хлаалу… Нет, Джобаша не может сказать.

Кодус Каллонус: Этот хлаалу был стражником? Нет? Ну, я подумал, может, хаджит подкупил его. Хлаалу не беспокоятся по поводу закона, если у вас есть дрейки. Возможно, хаджит был рабом, а хлаалу – его хозяином. У них здесь в Морровинде все еще есть рабство, знаете ли.

Дориса Дарвел: Не знаю, в чем тут дело. Если бы я знала участников этой истории или видела эту ситуацию собственными глазами, возможно, я смогла бы объяснить вам происходящее.

-Господин Джобаша, пожалуйста, объясните нашим читателям, как найти ваш магазин.

Джобаша: Магазин «Редкие книги Джобаши» находится в Поясе Запад-Два[1] в Квартале Чужеземцев, который иногда называют рыночным кантоном. Идите с юга к северному кантону, поднимитесь на уровень Пояса и заходите в южную дверь. Пройдите через холл налево, но не спускайтесь вниз по лестнице. «Редкие книги Джобаши» за дверью слева. За дверью справа находится магазин Андилу, алхимика, если Джобаша не ошибается.

-Спасибо вам большое, Джобаша, Кодус и Дориса!

 


] В Квартале Чужеземцев нет участка с таким названием, а именно - Waistworks West-Two. Зато есть Upper Waistworks и Lower Waistworks (Верхний и Нижний Пояса), и на последнем как раз находится магазин Джобаши. Возможно, Пояс Запад-Два – вариант названия, который имел место быть во время написания этого интервью (прим. пер.).

Переводчик: LofZ
Автор: Из разных официальных источников
Источник: Перейти
0

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить новый комментарий. Или зарегистрируйтесь.