«Подобный подход к созданию игр не подходит для всех. Часто требуются сознательные усилия по „повторному изобретению колеса“ — даже если вы сами считаете, что всё работает отлично. Но, знаете что? Каждый раз изобретать это чёртово колесо — вот, за счёт чего делаются лучшие игры».
Давно мы не погружались в дебри то грядущего, то как-то не особо грядущего Киберпанка. Тем временем, среди бешеных потоков киберпространства были зафиксированы пакеты данных, при расшифровке которых стало известно, что вокруг разработки игры развернулись противоречивые события. Но обо всём по порядку.
Scanning complete.
Extracting data…
[DONE]
Compiling data…
[DONE]
Прошедшим летом в СМИ разразился скандал, связанный с тем, что у CD Project RED были похищены наработки по грядущей Cyberpunk 2077 (что, в свою очередь, было воспринято, как очередная маркетинговая заварушка). Компания поспешила сделать заявление, что на поводу у злоумышленников, несмотря на требование о выкупе, они не пойдут, к тому же похищенные документы «устарели и совершенно не создавали картины текущей игры». Но, тем не менее, посоветовали избегать всевозможных спойлеров.
[end of transmission]
Scanning complete.
Extracting data…
[DONE]
Compiling data…
[DONE]
Далее, уже осенью, стали появляться признаки того, что не всё ладно в датском... то есть, польском, конечно же, киберкоролевстве. Кое-что о развивающихся событиях сообщил Роберт Пёрчез с портала Eurogamer:
«Недавний уход с постов руководящего уровня нескольких сотрудников привёл к спекуляциям на тему того, что в раю переполох — и звучит это всё тем хуже, чем больше я читаю отзывов о CD Project RED на Glassdoor — портале отзывов от сотрудников компаний».
Буря негатива и перешёптываний вышла на такой уровень, что всё-таки пришлось вмешаться главам компании — Марчину Ивински и Адаму Бадовски:
«Обычно мы избегаем комментирования отзывов о компании в таких местах, как Glassdoor. Но в свете того, что мы и так уже давно не общались на тему Cyberpunk 2077 и заметили, что люди начали волноваться о проекте — мы хотели бы внести некоторую ясность».
Суть ответа сводится к тому, что компания значительно разрослась за прошедшие годы, хотя и старается сохранять позицию относительно вещей, которые хочет создавать.
«Каждая RPG, за разработку которой мы брались, поначалу казалась невоплотимой в жизнь... но даже если так кажется сначала, это не значит, что так и есть. Вышло так, что возможным оказывается многое, нужны лишь вера, дух и посвящение себя делу».
«Подобный подход к созданию игр не подходит для всех. Часто требуются сознательные усилия по „повторному изобретению колеса“ — даже если вы сами считаете, что всё работает отлично. Но, знаете что? Каждый раз изобретать это чёртово колесо — вот, за счёт чего делаются лучшие игры. Именно это создаёт инновации, давая нам возможность сказать, что мы действительно на славу поработали, заслужив ваших честно заработанных. Если создавать игры, опираясь на принцип „и так сойдёт“, то попадёте в зону комфорта. А вы знаете, где случается волшебство. Работа над Cyberpunk 2077 идёт по плану, время мы даром не теряем — в таком случае молчание важно для создания отличной игры».
Джейсон подчеркнул, что несмотря на ободряющие речи руководителей компании, ему также довелось анонимно пообщаться с бывшими сотрудниками CDPR, которые подтвердили правдивость отзывов на портале Glassdoor, аргументируя тем, что работники переутомляются, мало получают, и иногда возникает ощущение, будто в компании почти отсутствует какая-либо организация, а к самим работникам не прислушиваются. При этом Джейсон отметил, что многим таким сотрудникам пришлось тяжко, потому что они пробыли в компании меньше года, придя из других более крупных студий, где могут быть совершенно другие условия труда.
[end of transmission]
Scanning complete.
Extracting data…
[DONE]
Compiling data…
[DONE]
Тем временем, пока разработчики, пытаясь сгладить разносортную волну негодования, уверяли фанатов и им сочувствующих, что в проект вложено множество сил (попутно обусловив регистрацией торговой марки «Cyberpunk» гарантию, что в будущем, при создании сиквелов и дополнений, никто не придёт и не скажет им, что они такие плохие и не могут создавать игры с таким-то названием), вспыхнул... нет, полыхнул новый скандал, спровоцированный бывшими разработчиками из компании.
На этот раз в центре внимания оказалось два видеопослания блоггера YongYea, который также пообщался с бывшими разработчиками из CDPR, подтвердившими наличие серьёзных проблем в управленческой среде компании и проблем дирекционного характера в разработке Cyberpunk 2077 в частности.
Как выяснилось, за кулисами компании действительно происходило многое из вышеупомянутого, что по «западным» меркам может быть возмутительно — низкие зарплаты, новички, занимающие важные должности, сложные взаимоотношения между руководителями и подчинёнными, и много чего другого, если изучить предоставленные блоггеру доказательства, а также злополучные отзывы на портале Glassdoor. Впрочем, ирония судьбы в том, что в наши дни контингент сотрудников компании (в отличие от первых лет, когда она была почти эксклюзивно польской) примерно на 40% состоит из приглашённых специалистов из западных стран, привыкших к высоким зарплатам и соответствующим условиям труда. Во всей Польше CDPR остаётся одной из самых престижных компаний, дающей работникам высокооплачиваемую работу. По меркам поляков, конечно.
Тем не менее, управленческие проблемы, слишком амбициозные цели, нехватка ресурсов, персонала, откладывание проектов, и тому подобные вещи постоянно стопорили компанию, начиная ещё с первой части «Ведьмака». За выпуском каждой части серии следовал уход многих разработчиков, а из-за никудышной документации в CD Project RED их сменщикам приходилось создавать всё с нуля, так как ушедшие уносили с собой накопленные наработки.
Что до Cyberpunk 2077, то компания только в 2016 году осознала, что для воплощения столь амбициозного проекта ей понадобится совершенно новая версия движка. RED Engine 3, на котором сделана The Witcher 3, не поддерживал стрельбу, транспортные средства и прочие базовые вещи, нужные для создания RPG в жанре киберпанка. Написание движка, судя по источникам, займёт у инженерной команды пару лет, тогда как остальным останется лишь набрасывать концептуальные материалы.
Сначала CD Project RED планировали подготовить демоверсию Cyberpunk 2077 для E3 2017, но из-за всех этих проблем к сроку её не удалось подвести и близко к играбельности. Более того, последняя крупная презентация для разработчиков от управленческой структуры принесла новость о внезапной смене направления. Вместо игры с полностью настраиваемым персонажем, включая пол и класс, главы студии решили перейти к предопределённому персонажу с акцентом на истории и кинематографичности, как это было с Геральтом. Как результат, разработчики растратили кучу времени, создавая оригинальный прототип.
[end of transmission]
[Incoming VIP message received]
Тем не менее, на исходе прошедшей недели CDPR решили твёрдо стоять на своём, заверив публику, что «будут реализованы отличные вещи, поэтому не следует верить всему, что написано в сети».
[end of transmission]
Вот так. Точно сказать, учитывая всю эту продолжающуюся шумиху, что действительно представляет из себя сейчас Cyberpunk 2077, или есть ли сейчас вообще нечто, похожее на игру — невозможно, но тот факт, что CD Project RED всё ещё нанимают разработчиков на важные должности, может говорить о многом. Будем надеяться, что компании удастся уладить все свои противоречия, и в обозримом будущем нас ожидает игра, которая станет значимой вехой в компьютерно-игровом жанре киберпанка, как и новейшая часть легендарной серии System Shock. А что думают по поводу всей вакханалии наши аугментированные граждане?