Недавно мы публиковали интервью Марчина Ивински, одного из создателей CD Projekt, в котором рассказывается непростая история становления и развития польской компании. Надо сказать, история эта достойна всяческого уважения. Совершенно неудивительна награда от польского правительства и известность, пришедшая к CD Projekt во всем мире. Однако, не все так уж рады этим обстоятельствам.
В интервью журналу Eurogamer Анджей Сапковский, известный автор серии книг «Ведьмак», легшей в основу идеи одноименной серии игр, высказывает свое отношение ко всему происходящему. Вот небольшие выдержки.
О реализме и правдивости в фэнтези
«Классическое фентези — сказка. Возьмем польскую сказку о том, как селяне убили дракона и пересмотрим ее в реальности. Могут ли селяне убить дракона? Бедные деревенщины, они могут стачать крепкие башмаки, но убить дракона, конечно, нет! Это ложь. А кто может? Солдаты и рыцари — идиоты в принципе. Жрецы? Они заняты: сшибают бабло и трахаются с подростками… Так кто убивает монстров? Профи! Вы не позовете подмастерье, вы позовете мастера. Я ввел профессионала».
Он назвал эту историю Wiedzmin, «Ведьмак», и отправил в издательство. Успех шел к Ведьмаку медленно. Но в результате Геральт победил, и по мнению пана, это изрядно поправило репутацию фентези.
«До появления Ведьмака фентези в Польше считалось несерьезным жанром, бредом для детишек, которые даже фапать еще не начали (так и сказано, прим. ред.)... Даже жюри литературное говорило, что да, история хороша, но это же фентези, выше третьего места не дадим… Зато публика принимала все на ура, отовсюду доносилось: Еще! Еще! Еще!… Поверьте мне, я даже не думал продолжение истории писать, но такую реакцию, такой вал требований невозможно было игнорировать и да, я стал продолжать.»
Об играх и CD Proekt
«Я согласился, что они напишут абсолютно новую историю, используя моих персонажей, мой сеттинг этого сумасшедшего мира. Но они обещали создать совершенно новый сюжет. Я сказал, 'Почему нет? Пожалуйста, пожалуйста, покажите, на что вы способны'».
Ни консультаций, ни визитов, ни помощи. Он был Анджеем Сапковским, а кем были тогда CD Proekt?
«Люди часто спрашивают меня: помогли ли мне игры? Я отвечаю: Да, в той же мере, что я им помог. Вообще-то, это не игры помогли мне, а я предоставил играм собственных персонажей и продвинул их благодаря своему имени!»
«Они пришли и предложили мне большую сумму, и я согласился... Чего я ожидал от адаптации? Большого мешка бабла!»
«Я был достаточно глуп, чтобы продать им права на целый пакет всего», — говорит он. — «Они предложили мне процент со своей прибыли. Я сказал, 'Да не будет у вас никакой прибыли вообще — давайте мне все мои деньги прямо сейчас! Всю сумму целиком'. Это было глупо. Я был достаточно глуп и просто отдал все права им в руки, потому что я не верил в их успех. Но кто мог предвидеть их успех? Я не мог».
«Играть в игры — занятие намного глупее, чем пить водку»
О продолжении Ведьмака
Услышим ли мы новые истории о Ведьмаке?
«Почему бы и нет. Я бы хотел писать и дальше... Сейчас я занят кое-чем другим, а там посмотрим. Я бы этого хотел»
От редакции: Вот такая интересная история. Но и это еще не все. Пока CD Projekt регистрировали необходимые марки для создания и выпуска Cyberpunk 2077 и грозились вскоре выпустить свой Гвинт, пан Сапковский продолжал разоряться, чем спровоцировал реакцию другого автора книг, легших в основу игры, Дмитрия Глуховского. Его перу принадлежат книги серии Metro 2033.
Встречаясь с журналистом waypoint, писатели продемонстрировали совершенно разные взгляды на игры, как искусство. Сапковский был уверен, что игры — сами по себе и не могут сравниться с литературой ни по воздействию, ни по ценности.
«I think that he’s totally wrong, and that he’s an arrogant motherfucker»
Мягко говоря, Сапковский, по мнению Глуховского, задница и не прав. Тонкости перевода этой фразы, с которой Дмитрий начал высказывать свое мнение, оставляю на ваше усмотрение.
«Да без игр его писанина никогда бы не взлетела, не получила бы такой глобальной аудитории. Без игроков, без игровой прессы… Хотя дело не только в них. Это чувство взлета, чувство прорыва, сплотившее людей, не состоялось бы. Осталась бы книга локально известной тут, в Восточной Европе, но на Запад не прорвалась бы. Как и моя серия Метро»
Глуховский начал писать свою книгу, Метро 2033, когда ему было 17 лет, но опубликовал лишь пять лет спустя, и был замечен девелоперами. Андрей Прохоров, творческий директор 4A Games, читая роман, решил, что эта история идеально ляжет в контекст видеоигры. Убеждать автора долго не пришлось. Как поклонник серий S.T.A.L.K.E.R и Fallout, Дмитрий был уверен, что игра не нанесет книге никакого вреда, напротив, по его мнению, это должно было принести марке известность. «Так и случилось» — говорит Глуховский.
Подход автора Метро к участию других в создании франшизы довольно свободный. Кроме официальной серии выходили и другие книги в этом сеттинге, написанные «читателями, которые могут стать писателями», по выражению Дмитрия. «Если ты работаешь с таланливыми людьми, просто позволь им самовыражаться так, как они этого хотят, интерпретируя твою историю». Так он в итоге и поступил.
«Первая книга вдохновляла разработчиков и они практически не отклонялись от главных линий сюжета романа» — поясняет Глуховский, рассказывая, как 4A Games адаптировали книгу для игры. — «Это была отличная работа. По моему, Метро 2033 — первый в мире лирический, сентиментальный и философский 3D шутер».
«Для второй игры (Metro: Last Light) у ребят не было никакой опоры: продолжение романа, Metro 2034, по существу, стало ответвлением основного сюжета с другим главным героем. Мне пришлось сочинять новую историю. И я подошел к этому так: вы, парни, профи, вы делали хорошие игры, руководите всем этим.»
Глуховский далек от взгляда Сапковского на игры, как на средство рассказать историю. "Я уже часть поколения, которое не осуждает видеоигры как якобы дурное развлечение. Игра тоже может стать художественным произведением, в зависимости от того, кто создает его, насколько создатель талатнлив. Это может быть ужасный мусор, а может быть шедевр".
И хотя Сапковский не разделяет взгляд русского писателя на видеоигры и явно не удовлетворен результатами работы CDPR над Ведьмаком, тем не менее, он не слишком жалеет, что труд его жизни превратился в игру.
"Не продай я права на создание, мне нечем было бы платить за жилье", - поляк отхлебывет из своей бутылки. - "И пиво".
От редакции: Если кто-то раньше полагал, что деньги тут не при делах, а автора несколько несправедливо задвигают на полку, он может несколько пересмотреть взгляд на корни авторского недовольства. Сложно, вероятно, видеть, как ты неприятно промахнулся с деньгами и потом слушать мнение, что ты «пишешь книги по игре». И понимаешь, что променял что-то важное на пиво, хотя мог получить больше. И смотреть. как пирог проплывет мимо носа. Что же, думать надо было раньше.
Только насчет продолжения… что там уже продолжать?