Blizzard — уникальная компания. Она собрала фанатов вокруг себя, а не вокруг отдельных проектов. Люди приезжающие на Blizzcon, едут в первую очередь на фестиваль Blizzard, а не как на какую-нибудь заурядную игровую выставку. Ни одна другая компания не может позволить себе мероприятие подобного масштаба посвященное сугубо самой себе.
Откуда ноги растут
В недалеком будущем нашей планеты случился кризис — восстание машин, которое впоследствии назвали Омническими Войнами. Для решения проблемы была создана международная организация из талантливых бойцов, ученых, исследователей и искателей приключений — Overwatch. Их силами на Земле вновь воцарился мир и порядок, целое поколение выросло под присмотром новоиспеченных героев. Однако, времена меняются и теперь Overwatch распущена, а её члены разбрелись по разным уголкам планеты. Кто-то подался в наемники, кто-то в ученые, кто-то и вовсе скрылся из виду. Именно в таком состоянии Земля встречает игроков в Overwatch.
И, казалось бы, зачем сетевому шутеру подобный бекграунд? Разве это важно? Важно, скажу я вам. Хоть сюжет и связан с игровым процессом косвенно, но он не отделим от самой игры, и без него она не будет оставлять за собой такие яркие впечатления. Эта игра намного больше чем кажется на первый взгляд.
У каждого героя есть своя история, пусть и не очень длинная, зато дающая представления о характере и мотивации каждого персонажа. Blizzard сплели их судьбы в одну большую вселенную, пока еще не раскрывшуюся в полной мере, как Starcraft, Warcraft, Diablo, но уже имеющую хороший фундамент для чего угодно.
Overwatch чем-то похож на Dark Souls, уж простите, не удержался от подобного сравнения. Игра не навязывает свою историю, а лишь оставляет намеки для любознательных. При желании вы можете просто наслаждаться сетевым шутером, но пытливые умы обязательно найдут в происходящем нечто большее.
В игре огромное множество пасхальных яиц к другим проектам. Большинство из них вполне очевидны.
Герои взаимодействуют друг с другом, нечто подобное мы уже видели в Heroes of the Storm, но здесь это возведено на совершенно другой уровень. Все-таки в MOBA от Blizzard связанны сразу несколько вселенных, что порождает некий хаос в происходящем. В Overwatch все соприкасается сугубо с миром самой игры. Герои любят рассказать о своем прошлом в месте где происходит бой, или просто обмолвится парой фраз друг с другом. Из их диалогов можно предположить, что они связанны намного сильнее чем написано в их историях.
Райнхард — немец с огромным молотом, живет по принципам рыцарской чести и любит классическую музыку… Хассельхоффа.
Приведу пример. Жнец, находясь в команде с Маккри, говорит фразу вроде: «Я научил тебя всему что ты умеешь». На что получает ответ: «Нет, не всему». А на Шоссе 66 Жнец говорит о том что именно здесь подобрал эту неблагодарную дворнягу, не совсем понятно кого он имеет ввиду, но судя по антуражу локации неблагодарной дворнягой является знакомый нам ковбой. О связи этих героев нигде не упоминалось, но она, как суслик, есть.
Но не только домыслами здесь подается сюжет. Blizzard уже показали три короткометражных ролика и несколько выпусков комиксов. Пока что этого мало, да и комиксы коротковаты чтоб претендовать на что-то серьезное, но их главная задача, опять же, показать, что герои тут это больше чем некий набор способностей и оружия, и со своей задачей подобный контент справляется на пять с плюсом.
Флак мне в горло! Пристрелите его кто-нибудь!
История самой игры чуть ли не интереснее геймплея, поэтому я уделил ей так много места. Не подумайте, что геймплей здесь на столько плох, нет, даже наоборот. Впрочем, все зависит от ваших предпочтений.
Я рос на сетевых шутерах по «локалке» — в клубах, школе, позже дома. Counter Strike меня обошла стороной, а вот Quake III и Unreal Tournament нет. Именно в последние две игры я проводил часы на пролет, когда имел такую возможность. Overwatch сильно похожа на них, куда сильнее чем игры с которыми её принято сравнивать, вроде Battleborne.
Что же мы имеем на сегодняшний момент? Это двадцать один герой, двенадцать карт и четыре режима игры. Каждый из героев принадлежит к одной из четырех ролей: штурм, защита, танк и поддержка, а сами карты поделены между четырьмя режимами.
КБ Вольской — карта расположенная в России. Здесь я нашел такого милого представителя нашего будущего автопрома.
Игровой процесс каждого героя представляет собой почти идеальный вариант определенного стиля игры в классических, командных шутерах.
Вот, например, Фарра — девушка-солдат вооруженная ракетницей и одетая в костюм позволяющей ей взмывать в небеса. Сама ракетница в её руках ощущается точно также как в UT или Quake, более того, наверное, все кто играл с подобным оружием в этих играх, мечтали находится над противником и Фарра имеет такую возможность, единственный её недостаток — она не может выдержать большой урон.
Еще пример — Солдат-76, обладает стандартным набором способностей для какого-нибудь Call of Duty: автоматическая винтовка, ракетный выстрел, спринт и исцеление. О чем мечтает любой, не очень честный игрок в Call of Duty? Правильно, об AIM боте, и он у Солдата-76 тоже имеется, правда, не на постоянной основе.
Остальные герои также имеют свои особенности, и, при желании, можно провести аналогии с другими играми. Каждый герой хорош в тех или иных ситуациях, за время ЗБТ, ОБТ и после релиза я не заметил каких-либо аутсайдеров. Конечно было несколько героев, чей стиль игры мне не понравился, но это уже субъективное мнение.
Генджи — один из моих любимых героев. Отлично подходит для того чтоб вынудить противника играть на два фронта. Жаль что в защите он не так актуален.
Залог победы в Overwatch, это использование сильных сторон своей команды и слабых сторон команды противников, поэтому в игре имеется возможность менять героя прямо во время матча. В первых матчах может показаться что в игре творится один сплошной хаос, однако, со временем придет понимание тонкого баланса игры, он чем-то похож на «Камень, Ножницы, Бумага», только в разы шире. Главное не бояться менять героя во время матча, прямо как в эволюционных учениях — кто не адаптируется тот умирает проигрывает.
Еще один жирный плюс для игры, это её сетевой код. Не возникло ни одного нарекания по этой части за врем. Мне, в общем-то, сложно вспомнить есть ли сетевые шутеры где реализация была бы лучше чем здесь. В остальном, Blizzard как обычно не гонится за некстгеном, а делает упор на визуальный стиль. Он не блещет текстурами в 4k, но выглядит приятно, да и требования у него удивительно низкие, получалось запустить Overwatch даже на стареньком ноутбуке.
Чему действительно уделено много внимания, так это количеству объектов на картах и анимации героев. Каждого героя легко узнать по силуэту и походке, даже по звуку шагов и выстрелов если хорошо прислушаться. Особо опасные умения противника озвучиваются как можно громче, дабы оповестить вас о приближающейся угрозе. Довольно сомнительная придирка, но имеющая право на существование — играть со своей музыкой опасно, так как это лишает вас части ориентации в пространстве. Кстати, Overwatch первая игра с поддержкой звука Dolby Atmos 7.1, обладатели подходящих аудиоустройств оценят.
Blizzard добавила в игру еще одну интересную особенность — лучший момент матча. Не совсем ясно по каким критериям осуществляется выбор и, зачастую, подбирается не самый зрелищный из моментов, однако, увидеть себя в нем очень приятно.
Ультимейт Ханзо уже стал своеобразным мемом в игре — в играх новичков он легко берет лучший момент матча.
Также разработчики удалили, типичную для шутеров, таблицу лидеров. Она есть, но показаны лишь данные связанные с вашей игрой. Золотая медаль за количество убийств означает что вы занимаете первое место в команде по этому параметру. Исцеление, убийства у объектов, выполнение задач и урон распределяются по тем же принципам. Вам остается только догадываться на каком месте располагаются члены вашей команды, а значит и нет прямых оснований для токсичности по отношению к другим игрокам. По сути, вместо того чтоб перемывать косточки другим, намного интереснее заняться улучшением своей статистики.
В конечном счете, если рассматривать игровой процесс Overwatch с точки зрения сетевого шутера, то, вероятно, мы имеем дело с лучшим представителем этого жанра за последние несколько лет. Контента не так много, однако, на освоение всех героев на приемлемом уровне уйдут десятки часов.
Про киберспортивную составляющую говорить пока рано, в общем и целом мне сложно представить, как комментатор будет озвучивать происходящее на экране. Игра не очень сложна для стороннего зрителя, это не Starcraft и не, о боже упаси, арена World of Warcarft на киберспортивных щах, в которых сложно разобраться и самому игроку, но и не простой как два пальца Hearthstone. Ждет ли успех Overwatch как киберспортивную дисциплину? Не могу знать, но необходимые наклонности у игры есть.
Shut up and take my money!
Споры о модели распространения Overwatch идут очень давно. Действительно, ценник в 1999 р., не маленький для жителей России и СНГ. При сегодняшнем курсе выходит около 30 $ (региональная скидка для жителей России ~ 10 $), однако, нужно принять это как данность, таковы сегодняшние реалии, и большинство крупных проектов обойдется вам примерно в ту же стоимость. Много это или мало дело личное. В СНГ модель B2P для многопользовательских игр не в почете, наш рынок склонен к F2P или очень бюджетным вариантам B2P, игр ценовой категории до 5 $. Возможно в этом и кроется причина скептического отношения нашей аудитории к игре, но лично я предпочитаю один раз заплатить и больше не забивать себе голову такими вещами.
После покупки игры весь новый контент будет бесплатен для игрока. В игре все же присутствуют микроплатежи в виде покупки контейнеров, содержащих косметические навороты, однако, та же «косметика» будет доступна и тем, кто не станет тратить свои кровные — облики, фразы, анимации, спреи и валюта для их покупки выпадают из контейнеров за уровни.
Не совсем понятно почему Blizzard решили продавать контейнеры вместо валюты. Своеобразная рулетка внутри игры.
По всей видимости именно за счет малого процента людей, вливающих свои средства в микроплатежи, Blizzard и собираются обеспечить всех остальных игроков бесплатным контентом — героями, картами и режимами.
К слову о будущем контенте, в игре нету одиночного режима и вряд ли он когда-нибудь появится. Однако, вполне можно рассчитывать на появление сюжетных «подземелий», вроде смеси World of Warcraft и Borderlands. Что-то мне подсказывают — подобные режимы могут быть бесплатными не только для купивших игру, но и для всех остальных пользователей Battle.net. Ведь это не единичный опыт для Blizzard — открыть часть контента бесплатно, дабы стимулировать продажи игры. Сюжетный режим «на один раз», подойдет для это как нельзя лучше.
Еще одна особенность игр Blizzard — это невероятно высокая продолжительность жизни проектов в сравнении с конкурентами. Вы можете взять любую игру компании и проследить её путь от
релиза до сегодняшних дней — вы обнаружите что даже очень старые игры не забыты, для них выходит если не контент, так патчи и правки.
Более того, проекты компании становятся культовыми в долгосрочной перспективе. Вспомнить, например, Warcraft III, игра в свое время была встречена довольно холодно в прессе, многие её обвиняли в сомнительных новшествах вроде смеси RPG и RTS, однако, сейчас это классика жанра.
Для Overwatch же, это сулит долгую и плодотворную жизнь, конечно, все зависит от самих разработчиков, как часто игра будет обновляться и в какую сторону. То, что игра не будет забыта через полгода своими создателями, можно сказать с уверенностью уже сейчас, а не это ли лучшая рекомендация для сетевого шутера?
Все точки над i
Overwatch не похожа на своих ближайших конкурентов, вроде Battleborn, Paragon и пр., эти игры хоть и можно объединить в один жанр hero shooter, но последние тяготеют скорее к MOBA, чего нельзя сказать о детище Blizzard, которое осталось верно канонам классических командных шутеров, но не забывает разбавлять устоявшийся жанр новшествами.
Overwatch подняла заслуженный ажиотаж вокруг себя, ОБТ побило рекорды Desteny и The Division. Не смотря на новый сеттинг, эта игра самая «близзардская» из «близзардских» игр за последние годы, и, пожалуй, лучший сетевой шутер на сегодняшний момент. Из ближайших конкурентов можно назвать Unreal Tournament 4 и Titanfall 2, первый является, скорее, технодемкой Unreal Engine 4, а о втором пока почти ничего не известно.
Уже с уверенность можно сказать что Overwatch станет одним из успешнейших тайтлов этого года. Если оценивать игру как сетевой шутер, то я бы поставил ей 10 из 10, но как игре от Blizzard ей немного не хватает контента. Девять баллов она получает вполне заслуженно.