Пятого июня состоялся долгожданный релиз приключенческой Action\RPG Vampyr французской студии Dontnod Entertainment. Вот и мы — редакция в лице torine и Berserk1989 — добрались до нее, поиграли и поделимся с вами впечатлениями. ОСТОРОЖНО! Статья может содержать СПОЙЛЕРЫ!
Разработчики щедро делились информацией — обещали открытый мир, сложные моральные выборы, гнетущую атмосферу послевоенного Лондона, скованного эпидемией испанского гриппа и нашествием всевозможной нечисти. Правда, сказать, что они выполнили все обещания, нельзя.
Начнём с завязки: главный герой — военный врач Джонатан Рид, который возвращается домой с войны, но подвергается нападению неизвестного, из-за чего превращается в вампира. Очнувшись, Джонатан, потеряв рассудок от кровавого голода, нападает на первого попавшегося человека — родную сестру Мери. К сожалению, озарение приходит слишком поздно — сестра мертва, а за убийством наблюдали охотники на вампиров, которые не замедлили атаковать Джонатана.
Сбежав от охотников, главный герой знакомится с доктором Эдгаром Суонси — заведующим Пембрукской больнице и членом древнего братства по изучению вампиров. Распознав в Джонатане знаменитого врача и ученого, открывшего новый способ переливания крови, доктор Суонси предлагает Риду место в больнице, на что тот соглашается.
Теперь пройдёмся по составляющим. Начнём с сюжета.
Сюжет здесь движется странно. В первой главе мы несёмся по нему галопом: вот мы убиваем сестру; тут бежим от охотников, потом пытаемся себя убить, опять бежим от охотников; натыкаемся на место преступления, расследуем, знакомимся с доктором; ищем убийцу, находим, убиваем; спасаем жертву, везем в больницу, устраиваемся туда на службу.
Понимаю, что предыдущее предложение тяжело воспринимается, но увы — так и выглядит завязка: нас не ведут по сюжету, а волокут по нему, не давая очухаться и разобраться, что к чему. Впрочем, это ненадолго — уже начиная со второй главы, сюжет тянется медленно и неторопливо, разбавляя основное повествование второстепенными заданиями. Увы, подобный резонанс выходит игре боком, поскольку становятся видны огрехи: например, почему Рид убегает от охотников, хотя только что хотел покончить с собой, или какой главврач в здравом уме поселит в больнице, полной пациентов, вампира с жаждой крови? Остаётся надеяться на то, что в дальнейшем повествование будет ровным и завлекающим.
Отдельного упоминания стоит боевая система, столь популярная в последнее время у игроделов: уворачиваясь и перекатываясь, мы ждём подходящего момента для атаки. К самому же герою игра сурова — пропущенный удар серьёзно сказывается на уровне здоровья, и в начальной стадии игры два-три пропущенных удара вызывают смерть. Впрочем, сам доктор Рид тоже не беспомощен: помимо различных вампирских способностей, в арсенале нашего протагониста есть всевозможные виды оружия ближнего и дальнего действия. Всё оружие в игре улучшается на верстаке в убежищах, разбросанных по Лондону, с помощью компонентов, которые можно купить у торговцев или просто найти на улице или в ящиках.
Всего же в игре присутствует четыре параметра: Здоровье показывает, сколько урона способен выдержать Джонатан; Выносливость необходима для ускоренного бега, проведения атак и уворотов; Кровь тратится на использование боевых и тактических способностях героя; и, конечно же, Опыт необходим для прокачки навыков и характеристик Джонатана.
В игре есть два способа набрать опыт — «добрый» и «злой». Путь «доброго» вампира — это лечение больных с помощью лекарств, выполнение квестов и битвы с врагами. Этот способ намного медленней альтернативы, но, как мы все знаем, добрякам всегда сложнее. «Злой» метод заключается в высасывании крови из мирных неписей, причем количество опыта зависит от ряда факторов — болеет ли жертва, что о ней в принципе известно (чем больше у нас информации о жертве, тем больше крови можно выпить), и насколько она важна в мире игры. К примеру, выпив какого-нибудь бродягу, мы получим немного опыта и серьёзного вмешательства в сюжет не произойдёт, а вот потеря врача будет уже серьёзным ударом по стабильности района… но при этом полученного опыта будет в разы больше. Однако и тут не всё так просто — чтобы выпить жертву, её нужно сначала загипнотизировать и отвести в безлюдное место, однако это будет возможно только в том случае, если ваш уровень Гипноза равен или выше уровня сопротивления жертвы. Уровень этот прокачивается параллельно с сюжетом, так что угоститься «тучным» жителем сразу не получится. Но на заметку его всё-таки возьмите.
Сбор информации о потенциальной жертве влияет на количество крови в ней и дает доступ к дополнительным заданиям, а так же открывает факты о самом человеке. Например, опасная на первый взгляд сумасшедшая пациентка обладает добрым сердцем, жалея жертву войны, а молодой врач втайне ставит на своих подопечных эксперименты, желая открыть новый, а главное — действенный метод лечения. В этих поисках нам помогают как расспросы окружающих, так и письма и дневники, разбросанные по локациям.
Это были положительные и нейтрально-положительные стороны проекта. Теперь о минусах.
Заявленный разработчиками «открытый» мир кажется большим и наполненным, но, к сожалению, это не так: большим он кажется только потому, что в игре не предусмотрено ни «фаст тревела», ни какого-либо транспорта, так что передвигаться приходится только пешком. Сами здания являются пустой декорацией, за исключением тех комнат и помещений, куда нас приведёт очередное задание — впрочем, и там, кроме врагов, пары записок и небольшого количества ингредиентов, вы ничего не найдёте.
Графическая часть игры также не идеальна — лица персонажей лишены эмоций и кажутся деревянными, а желание разработчиков показать серость и унылость атмосферы (справедливости ради стоит признать — им это удалось) настолько сказалось на качестве освещения, что вызывает желание выставить яркость на максимум. Конечно, вампирское зрение немного помогает игроку, но только в большом пространстве — в узком и извилистом коридоре приходится двигаться на ощупь.
Проблема с багами также присутствует — конечно, большая часть из них некритична, однако самопоявляющиеся маркеры на карте немного отвлекают, да и идущий мимо удар может таинственным образом зацепить вас. Впрочем, нельзя сказать, что багов много, поэтому остаётся надеяться, что с ближайшим обновлением разработчики исправят ситуацию.
Что касается геймплея, то и здесь имеется ложка дёгтя: заявленное разработчиками «безубийственное» прохождение на поверку оказалось ложью либо недопониманием — уже с самого начала игра толкает нас на убийство невинного человека, а в дальнейшем и противников. Немалым разочарованием также стало отсутствие скрытного прохождения — стелсом здесь и не пахнет, а сообщение о скрытном убийстве в обучающей главе выглядит некоей насмешкой над игроком, поскольку любая попытка подойти незаметно к спине ничего не подозревающего противника оканчивается провалом, так как вас всё равно услышат.
Итог: Ценник в 1999 рублей завышен — слишком мало в игре от ААА-проекта, чтобы стоить соответственно. Но, даже не смотря на все минусы, Dontnod Entertaintment предоставила атмосферный и цепляющий продукт — в Vampyr хочется играть и возвращаться. Каждый кадр передает гнетущее настроение задушенного чумой и нежитью Лондона, а саундтрек легким малозаметным росчерком завершает картину.
PS: в своем интервью для MCVUK президент Focus Home Interactive Седрик Лагарриг заявил, что «не планируют выпуск ДЛС, поскольку их задача — выпустить полностью готовый проект». В этом мсье Лагарриг прав — над игрой ещё работать и работать, чтобы она действительно стоила означенной цены.